“В этот год мы выживали как могли”

Военный городок №310 в деревне Федоровка Истринского района встретил нас заброшенным блокпостом с черными дырами вместо окон. За ним — мертвые одноэтажные домишки, груды хлама и огромные кучи бытового мусора. До последнего момента с трудом верилось в то, что здесь могут жить люди. Однако вскоре дорога уперлась в два пятиэтажных жилых дома.

— Вы знаете, как мы здесь живем? Не живем, а выживаем! — разговор пошел сразу о наболевшем. — Четыре года подряд как на пороховой бочке сидим.

Квартира Евгении Сериковой на первом этаже. Здесь она обитает с младшим сыном Димой и мужем Анатолием Николаевичем, который отслужил в 310-м военном городке более 20 лет, был заместителем командира дивизиона по вооружению. С 1996 года он в отставке.

— Разве так должно государство благодарить своих воинов? — Евгения Алексеевна едва сдерживает слезы. — Смотрите, воды в кране нет никакой, подается она два раза в день по часу. До четвертого и пятого этажей не доходит вовсе. С газом тоже проблемы — три месяца без него сидели, несколько квартир зимой не отапливалось, люди согревались как могли. Дом протекает насквозь с пятого по первый этаж, щитки в подъезде постоянно замыкают...

Послужной список диких условий проживания в городке длинный. Не телефонизирован, нет медпункта, в магазине, работающем три раза в неделю, можно купить только хлеб и молоко. На одном из домов мы увидели страшную трещину, еще немного — и часть здания пойдет вкривь. В том же доме не работает канализация — скопившиеся в подвале фекальные отходы вплотную подступили к первому этажу — в подъездах нечем дышать. Летом, по словам жителей, здесь творится полный кошмар — жуткая вонь и тучи комаров. Из-за того что отходы периодически откачиваются насосом, а затем сливаются на рельеф местности, лужи нечистот образовались и в непосредственной близости от домов.

С территории городка никогда не вывозился мусор.

— Все это грозит массовой эпидемией, — Евгения Алексеевна врач по профессии, много лет работала в здешнем медпункте. — Подхватить заразу в таких антисанитарных условиях — раз плюнуть. Своими силами нанимали трактор, чтобы помойку отодвинуть подальше. Но птицы и собаки снова разносят все по округе. А у нас ведь дети, им и погулять-то негде.

Детство у местных ребятишек действительно особое. Воспитываются они по-спартански. Умываются рано утром холодной водой, поскольку из крана течет только такая, поход в школу — настоящий подвиг: попробуй-ка прошагай четыре километра по зимнему бездорожью — автобусы-то ходят с перебоями. Бывает, что транспорта жители городка не видят по нескольку дней. Правда, такая физическая закалка мало кому идет на пользу: здешние мальчишки и девчонки, наоборот, часто болеют — кто астматическими заболеваниями, кто аллергией. Так сказываются на детском здоровье непроходящая квартирная сырость и витающие в воздухе нехорошие запахи.

— Мы неоднократно обращались в самые различные инстанции, — к нашему разговору подключились другие жители городка. — Писали письма и в военные ведомства, и в Госдуму, даже президенту. Только все зря, чиновникам до нас дела никакого нет.

Прошлой осенью жильцы составили обращение к командованию воинской части, к которой приписан расформированный 310-й городок. В ответном же документе прочитали следующее: воинская часть не в состоянии обеспечить ремонт и подготовку к зиме из-за отсутствия денежных средств и материалов. В итоге население городка в буквальном смысле слова выживало каждый день.

Военный городок №310 в свое время был сокращен и вошел в перечень военных городков Московского округа ВВС и ПВО, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Этот перечень был утвержден в январе 2001 года начальником строительства и расквартирования войск, заместителем министра обороны РФ А.Д.Косованом. Сразу после выхода документа администрация Истринского района начала работу по подготовке соответствующих документов к приему военного городка.

— Мы увидели плачевную картину, — рассказывает Виктор Клюс, заместитель главы района. — Жилые дома пребывали в аварийном состоянии, очистных сооружений не было, система канализования давно вышла из строя, водоснабжение идет только от одной скважины, водопроводные и теплопроводные сети также аварийные, котельная, построенная в 1950-х годах, работает на угле, который закидывают солдатики, как в паровозную топку.

Вывод комиссий был однозначным: восстановление городка требует значительных средств. Проводить здесь реконструкцию было бы по меньшей мере нецелесообразно.

Взвесив все “за” и “против”, администрация района по согласованию с правительством Московской области приняла решение о переселении жителей из городка, начав в конце 2002 года строительство в Курсакове двух жилых домов.

— Мы выбрали Курсаково по нескольким причинам, — говорит Виктор Францевич. — Во-первых, это ближе к райцентру — Истре. Во-вторых, совсем рядом со строящимися домами расположены школа, торговый центр, железнодорожная станция. На возведение домов, которое велось силами района при поддержке области, ушло около 130 миллионов рублей. Дома были построены всего за год и сданы в эксплуатацию в ноябре прошлого года.

Весть о том, что жителей городка скоро переселят, разлетелась по Федоровке мгновенно. “Год сидели на чемоданах, с нетерпением ждали. Когда дома достроили, нас даже возили посмотреть наши новые квартиры, обещали выдать ордера. Обязали приехать всех — один наш сосед, сегодня живущий на Севере, тоже приезжал, да только зря деньги на дорогу потратил...”, — вспоминают жильцы злополучного городка.

Тревога оказалась ложной. Два больших дома выросли быстрее, чем представители властей нашли друг с другом взаимопонимание.

На рабочем столе начальника управления по имущественным отношениям при администрации района Юрия Чиркова лежит несколько толстых папок с документами — трехлетняя переписка администрации района с Министерством обороны и Министерством имущественных отношений РФ. Здесь же копии обращений к главному федеральному инспектору в Московской области, губернатору Подмосковья, министру обороны РФ.

— Проблемы передачи военных городков в муниципальную собственность не один раз обсуждались как на уровне областных министерств (ЖКХ и имущественных отношений), так и в правительстве области, — разъясняет ситуацию Юрий Васильевич. — Несмотря на обращение Бориса Громова к Правительству РФ с просьбой выделить дополнительное финансирование на восстановление жилищного фонда и инженерной системы городков, необходимых денег направлено не было. Истринский район в числе других муниципальных образований выступил с предложением компенсировать затраты путем комплексной передачи имущества военных городков с земельными участками в целях привлечения инвесторов. Но эту инициативу не поддержали ни в Министерстве обороны РФ, ни в Министерстве имущественных отношений.

Как видно из документов, Министерство обороны, ссылаясь на мнение Министерства имущественных отношений РФ, отказывается включить в перечень не только земельные участки, но и такие объекты, как кухня-столовая, магазин, КПП, гаражи и склады на территории жилой части военного городка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1131 эти постройки могут использоваться как объекты социальной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания жилищного фонда. И хотя они по своему состоянию и отдаленности от путей сообщения не представляют практически никакой ценности (их общая остаточная стоимость по балансовой справке составляет не более 2,3 млн. руб.), “исключение этих объектов из перечня не позволяет оформить право муниципальной собственности в целом на земельный участок, занятый городком”.

Проблема передачи объектов Вооруженных сил РФ на территории области в собственность муниципальных образований — головная боль не одного Истринского района.

— В законодательную базу вкрались некоторые ошибки, — говорит Виктор Клюс. — Согласно существующим нормативным актам военные городки разрешено передавать муниципалам без социально значимых объектов. Но сами поймите, как можно, к примеру, принять жилищный фонд без детского сада, дома культуры, магазина? Рядом придется строить новые школы и спортплощадки? Больше всего удивляет позиция самих военных, которые указывают на пробелы в законодательстве, а никаких попыток повлиять на ход событий не предпринимают.

Жители военного городка оказались заложниками ситуации.

— Мы намерены подавать в суд на чиновничий беспредел. Это настоящее издевательство над живыми людьми! 136 семей живут на чемоданах. Держимся только за счет лекарств. У людей началась массовая депрессия, — говорят в интервью жители городка. — Посмотрите, какую отписку прислал нам начальник строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС господин В.В.Чечет, — женщины нервно перебирают документы, которых и у них накопился целый ворох.

На документе, датированном 29 июля 2003 года, в последнем абзаце значится: “Эксплуатация военного городка №310 осуществляется в переделах лимитов, выделяемых ВВС на квартирно-эксплуатационные расходы”.

— Да за такие слова можно смело судебный иск писать! — комментируют жильцы. — Ни копейки до нас не доходит. Больше десяти лет живем как богом забытые... Президент Путин пообещал военным, находящимся на службе, обеспечить их семьи жильем. Но на нашем ли веку? А что делать тем, кто уволен в запас? В нашем городке таких семей 25. Поставить их на очередь местная администрация не может — живем ведь на территории, принадлежащей Минобороны. Положенные отставникам жилищные сертификаты тоже не выдают. Что же будет с нами?.. Увидим ли мы когда-нибудь от государства благодарность за свою службу и службу своих мужей?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру