Признание ответственности швейцарской авиадиспетчерской компании “Скайгайд” за катастрофу над Боденским озером, казалось бы, поставило точку в этом громком деле.
Два года и вывод немецкой комиссии по расследованию катастрофы — вот что понадобилось для признания швейцарской компании. Что же, теперь “Скайгайд” — белый и пушистый? Извинения принесены, компенсации обещаны — и все? Вряд ли. Никто из руководства компании не ушел в отставку. А ведь вина за трагедию лежит не только и не столько на авиадиспетчере. Порочной оказалась сама система работы “Скайгайда”. Руководство компании явно не собирается отвечать за содеянное.
В эксклюзивном интервью “МК” официальный представитель Skyguide Розмари РОТЗЕТТЕР попыталась сгладить острые моменты.
— Повлияло ли “дело Калоева” на решение вашей компании?
— Мы выплатили компенсации 13 семьям уже в июне 2003 года, так что убийство авиадиспетчера едва ли повлияло на наше решение. Оно несомненно ужасно. Однако мы понимаем чувства Калоева: он в одночасье лишился всего. Я видела его еще до убийства, летом прошлого года. Он очень приятный человек, но было сразу видно, что он просто убит горем и не видит смысла в жизни.
— Поддерживаете ли вы контакт с родственниками жертв в авиакатастрофе?
— Да. Последний раз мы виделись совсем недавно — на открытии памятника погибшим. Мы постоянно контактируем с семьями, однако это не так просто из-за того, что приходится общаться через переводчика.
— И о какой сумме компенсаций может идти речь?
— Мы договорились с семьями, что не будем разглашать сумму компенсаций. Цифры, которые появились в прессе, мы комментировать не будем. Сколько бы мы ни заплатили денег, погибших людей все равно не вернешь.
— Извлекла ли компания “Скайгайд” уроки из этой трагедии?
— Безусловно. Теперь управление воздушными потоками не доверяют одному-единственному человеку. Сейчас за радаром постоянно следят два авиадиспетчера. Мы сделаем все, чтобы эта катастрофа никогда не повторилась снова.
Как отреагировали на известие о признании ответственности “Скайгайд” родственники погибших? На этот вопрос нам ответила Юлия ФЕДОТОВА, юрист-координатор общественной организации “Родственники погибших...”, сама потерявшая в этой трагедии дочь.
— Этого заключения мы ждали очень давно, Швейцария тянула с ним целых два года.
— Удовлетворены ли вы этим заключением?
— Я считаю, что это нормально — признавать свои ошибки.
— Может быть, такое решение было вынесено потому, что основной виновный — диспетчер авиакомпании “Скайгайд” — мертв?
— Я не знаю, почему руководство компании приняло наконец решение извиниться, но это был единственный достойный вариант. Именно этого мы и добивались.
— Как вы полагаете, повлияет ли признание диспетчерской компании на судьбу Виталия Калоева?
— Это зависит только от швейцарской прокуратуры.
— Предложило ли вам руководство компании “Скайгайд” компенсации?
— Переговоры об этом мы вели очень давно, однако не в компенсациях дело.
Президент Швейцарии публично принес свои извинения. Компенсации скоро поступят: он пообещал форсировать их выплату. Жителям Германии за земельные угодья, потерянные в результате падения на них самолета, компенсации выплатили еще в 2002 году. Теперь же в игру вступает адвокат родственников погибших детей — Густаво Фуэнтес. Сумма, предлагаемая швейцарской стороной, мизерна по мировым меркам, поэтому он намерен до 2 июля подать судебный иск к компании “Скайгайд” с требованием увеличить размер компенсации.
Согласно отчету немецких экспертов о расследовании катастрофы, одной из причин трагедии стала неисправность прибора, изготовленного в США и установленного на “Ту-154”. Американская фирма Honeywell поставила неисправные приборы систем предупреждения. Адвокаты родственников жертв полагают, что это дает возможность вчинить иск о возмещении ущерба и американской стороне.
Из досье “МК”:
Компенсации за авиакатастрофы
1988 г. — над шотландским городом Локерби взорван “Боинг-747” компании “Пан Американ”. Ливия обязалась выплатить семье каждого из погибших по 10 млн. долларов (всего $2,7 млрд.).
2001 г. — украинской ракетой сбит российский самолет “Ту-154М”. Украина выплатит России в пользу родственников погибших компенсацию, исходя из принципа $200 тыс. за каждую жертву.
2004 г. — в Красное море упал египетский “Боинг-737”, летевший во Францию. Как заявил вскоре после катастрофы президент авиакомпании “Флэш эйрлайнс”, которой принадлежал самолет, за каждого погибшего родственникам будет выплачено не менее $300 тыс.