“Oбъект” взглянул в глаза киллерам

Вчерашнее событие в Московском окружном военном суде было историческим. Впервые в практике российской военной юстиции правосудие будут вершить гражданские лица — 12 присяжных, набранных из обычных москвичей. Представителям народа предстоит разобраться в громком деле — о покушении на жизнь главы одного из крупнейших российских рекламных агентств Максима Ткачева. В ходе расследования сотрудники военной контрразведки разоблачили целую войсковую преступную группировку, состоявшую из солдат и офицеров внутренних войск МВД.

Пятеро бывших военнослужащих заняли вчера скамью подсудимых. Их адвокаты сразу потребовали выгнать из зала прессу — чтобы присяжные не зачитывались газетами. Это чисто российское ноу-хау — делать открытые процессы (не содержащие сведений о гостайне или изнасиловании) закрытыми для СМИ. Вчера один адвокат даже призвал суд “наложить запрет на все публикации на эту тему”. А, например, в США на такие процессы собираются десятки обычных людей и журналистов. И судьи просто обращаются с просьбой к присяжным — по возможности не читать их публикаций.

Кстати, вчера присяжных журналистам так и не показали — СМИ удалили из зала суда еще до того, как туда вошли заседатели.

— Среди присяжных, отобранных по делу Ткачева, есть пенсионеры, домохозяйки, сотрудники коммерческих структур и один безработный... В общем, простые москвичи, — сказал в интервью “МК” пресс-секретарь Московского окружного военного суда Евгений Комиссаров. — Они отбираются по обычной схеме.

Единственная загвоздка, над которой еще предстоит поломать голову военным, — как будут слушаться присяжными уголовные дела, содержащие гостайну. Ведь не будут же специально отбирать людей, имеющих допуск к “секретам”, или проверять всех на благонадежность. Пока решено, что присяжные по таким делам будут давать подписку о неразглашении.

Покушение на Максима Ткачева произошло утром 3 июня 2002 года, когда президент рекламной компании “News Outdoor Russia” (ей принадлежит около 15% наружной рекламы в Москве) вошел на проходную КБ “Алмаз” на Ленинградском проспекте, где агентство арендовало офис. Там его поджидали двое убийц в “костюмах” разносчиков печати — на них были яркие желтые бейсболки и жилеты. Правда, вместо газет в руках они держали пистолеты. Грянул выстрел. Но несмотря на то, что стреляли почти в упор, Ткачев остался жив — с тяжелым ранением в грудь он был доставлен в больницу. Преступники же скрылись на автомобиле.

Преступление вызвало широкий резонанс: четырьмя месяцами раньше в Москве был расстрелян президент другого рекламного агентства — “Атор” — Владимир Каневский. Рекламщики требовали от властей обратить наконец внимание на беспредел в этом виде бизнеса и даже написали письмо Путину.

Тем временем расследование покушения на Ткачева дало неожиданные результаты — оказалось, что в рекламного магната стреляли... солдаты внутренних войск. Что особенно важно — по заданию своих командиров! Такие, понимаешь, учения...

Этот скандал мог получить не меньший резонанс, чем аресты в МУРе, но задержания офицеров прошли без громких заявлений властей, а потому остались за сводками новостей. Как сообщили “МК” в Московской городской военной прокуратуре, которая вела расследование, за решеткой оказались 5 человек: замкомандира батальона по воспитательной работе одной из столичных воинских частей ВВ МВД РФ майор Александр Демченко, начальник склада продслужбы старший прапорщик Анатолий Богданов, рядовой-срочник Руслан Молоканов, а также бывшие солдаты той же части Вячеслав Хаяркин и Артем Соколов.

В ходе следствия выяснилось, что убийство было спланировано майором Демченко. Правда, он являлся лишь организатором. Заказчика преступления, как водится, не нашли — в деле он фигурирует как “неустановленное лицо”. Так вот, Демченко, получив от этого “лица” заказ на убийство Ткачева и кругленькую сумму наличными, подыскал для исполнения “приговора” киллеров из числа своих подчиненных. У прапорщика Богданова, например, была машина, и за “транспортные услуги” ему было обещано 5 тыс. долл. Рядовым же полагалось по 1 тысяче, плюс за исполнение задания майор обещал им досрочный дембель. А в противном случае грозил дисбатом — на каждого из соучастников у него был компромат. К примеру, рядовые Молоканов, Хаяркин и Соколов могли попасть под суд за опоздание из отпуска.

В итоге все трое солдат оказались у проходной КБ “Алмаз”, куда их доставил Богданов. Роль киллеров отвели Хаяркину и Соколову. Молоканов же должен был им просигнализировать, когда подъедет “объект”. Стрелял в Ткачева только Соколов — киллеры были уверены, что убили рекламщика с одного выстрела.

По горячим следам раскрыть преступление не удалось. Первого из соучастников — рядового Молоканова — задержали только в марте 2003 года. А потом и всех остальных. Солдаты сознались в содеянном. Прапорщик Богданов от дачи показаний отказался, а Демченко заявил, что “впервые слышит о случившемся”.

На суд вчера пришел и потерпевший Максим Ткачев. Он был спокоен и без особых эмоций наблюдал за теми, кто хотел его убить, — редкий случай, когда жертва “заказа” может взглянуть в глаза киллерам...

О вердикте присяжных и приговоре по этому делу “МК” сообщит.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру