Первый

Первый нестыдный российский блокбастер — это как в космос полететь. “Ночной дозор” для нашего кино — как Гагарин. Теперь есть за кем стремиться: плотные слои атмосферы убогости, нищеты и страха перед современными технологиями и материалом наконец преодолены. При всем уважении к остальным отечественным кинематографистам.

“Ночной дозор” — первый у нас в том жанре, который во всем мире всегда считался самым зрелищным, а потому самым прибыльным. Именно они — “Матрицы”, “Гарри Поттеры”, “Властелины колец” — всегда были и есть те локомотивы, которые тащат за собой киноиндустрию.

Завтра — премьера этого русского чуда: фильма Тимура Бекмамбетова “Ночной дозор”, спродюсированного Первым каналом по одноименному роману одного из лучших сегодняшних фантастов Сергея Лукьяненко.


— Всегда хочется, чтобы наша сборная по футболу выиграла. А нет — так пусть “Дозор” сработает этим летом лучше, чем наша сборная, — с этих слов, почти тоста, начал свою речь Константин Эрнст, представляя на суперсекретном (как сейчас говорят, закрытом) просмотре свое детище в “Ролане” в минувшую субботу. — Здесь есть элемент аттракциона, который в русском кино еще не удавался. К тому же “Ночной дозор” выходит на 300 копиях — таким же количеством копий стартовала “Троя”.

Продюсеры первого русского блокбастера рассчитывают, что соберут в прокате не меньше 5 миллионов долларов. И это — не фантазия.

Я не буду сравнивать фильм с книжкой, тем более что Сергей Лукьяненко сам написал сценарий. Я не стала ее читать. Ведь и обычный зритель, купивший билет на сеанс, не должен сдавать экзамен на знание прозы Лукьяненко. Читал — хорошо. Не читал — и так должно быть все понятно.

В фильме известного рекламщика Тимура Бекмамбетова понятно все. Кто с кем борется и почему. Так, как обычно бывает понятно в “Матрице”, “Гарри Поттере” и “Властелине колец”. Впервые, опять же без иронии, наш фильм можно сравнивать с его братьями по жанру из-за рубежа. Ролики Бекмамбетова “Всемирная история: банк “Империал” в свое время тоже были прорывом и вызывали восторг у самых лютых противников сего вида видеопродукции.

“Ночной дозор” по-хорошему ошеломляет с первых кадров. В которых можно увидеть и пародию на сражения во “Властелине колец”, и шутку над собой: темп, ритм и выстроенность кадра — как в той самой знаменитой “империаловской” рекламе. Бекмамбетов, между прочим, и дальше продолжает иронизировать над “позорным” миром рекламы, в том числе весьма органично вплетая в ткань фильма “рекламные заставки” — продукт-плэйсмент. А можно и просто сразу погрузиться в мир фэнтези, остроумно и грамотно преподнесенный. Причем режиссер задействует в зрителе и самое святое — первые кадры сражения Светлых и Темных оживляют в памяти мультики из детства про битвы наших богатырей с иноземным игом, тем самым восстанавливая “потерянную связь времен” и подготавливая: будет сказка, которая потрясет, как те, в детстве.

И потрясет. Тем, как борются Светлые и Темные от старых времен и до наших дней в умелых руках Бекмамбетова. Вовремя и в нужном количестве расставленные спецэффекты: воронка из ветра и ворон над типичной столичной панельной башней; кульбит спецмашины охотников за вампирами “Горсвет” над случайным прохожим; город, погружающийся во тьму. Сама Москва — не глянцевая и не чернушная. Пять крепких баллов за операторскую работу (Сергей Трофимов) и монтаж (Дмитрий Киселев). Отличные актерские работы — особенно представителей старшего поколения, того самого золотого запаса. Начиная с первого появления Владимира Меньшова в роли предводителя Светлых Гессера, в глазах которого отражается вся битва, а капли чужой крови на его мужественном лице — лишь внешний, дополнительный антураж. Роскошна Римма Маркова в образе Пифии — вместо “матричного” печенья во время визита героя (Константин Хабенский) жарящей на кухне лук. Изумителен Валерий Золотухин — Темный, устроившийся на завидную легальную работу мясника на рынке.

Молодые выдадут то, что от них ждали. Константин Хабенский — как попавший в мир фэнтези продажный журналист: все время “в движении”, устремляя за собой всех, кто попадается на его пути. Илья Лагутенко — вампир похлеще Тома Круза и Брэда Питта: хоть и недолга его жизнь на экране (в прямом смысле), зато как ярка — просто прирожденный вампир. Галина Тюнина прекрасна в момент превращения из совы в барышню, которая 60 лет ждала этого момента, чтобы помыть наконец голову. Гоша Куценко в образе провинциального соблазнителя поневоле вызывает привычную улыбку. Алексей Чадов в роли юного вампира многообещающе дает знать, что вот он подрастет и в следующей серии уж покажет.

Будет все — и спасенный в последний момент от падения на родную столицу самолет; и взорвавшаяся-таки ТЭЦ; и даже лампочка, горящая сама по себе в руках у Светлого. И даже свой Люк Скайуокер. И своя мораль в конце. Без возвышенных монологов. Но зато очень убедительная.


Интервью с Сергеем Лукьяненко читайте в завтрашнем номере “МК”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру