Маски жизни и смерти

Может ли кленовый лист превратиться в вешалку? Да, если он попадет сначала в объектив фотоаппарата, а затем над ним усердно поработает фотограф. И тогда на белом фоне появится узорчатый, весь в прожилках, почти настоящий кленовый лист, но с идущим от его сердцевины крючком от вешалки. Этот опус испанского фотохудожника Чемы Мадозы, как и другие работы проекта “Международный фестиваль фотографии “FotoFest” в Хьюстоне — музеи России”, открывшегося в Музее современного искусства, поражает своей парадоксальностью и неожиданностью.


B России “FotoFest” представляет произведения как самых известных, так и молодых авторов — 260 работ фотографов из одиннадцати стран Европы, Азии, Латинской Америки и США. Здесь представлено сразу четыре выставки: “Классический взгляд” одного из самых известных мастеров черно-белой фотографии Америки Джорджа Краузе; выставка группы “Manual” (Эд Хилл и Сьюзен Блум, одними из первых обратившиеся к цифровым технологиям); экспозиция “Избранное. “FotoFest” 1990—2002” и “Новые имена в фотографии. 1996—2002”.

И если Мадоза превращает в поэтические фотокартины башмаки, подбитые гвоздями, или деревянную обувь, из которой растут корни, то венесуэлец Нельсон Гарридо обращается к образам известных святых. Причем делает это без всякого благочестивого восторга, а с издевкой и юмором. Его фотографии — это сладко-карамельные, цветные открытки, шокирующие и забавные. Особенно запоминается “Св. Пан Америкэн”, где в кресле развалился голый жирный дядька с огромным членом, болтающимся между ног, как сарделька. А рядом с ним — нечто из религиозной символики.

Представлены здесь и кричащие пейзажи Оливера Васоу, сочетающие мрачную театральность и пародию на романтическую пейзажную живопись XIX века. Сам Васоу говорит, что его интересует “создание фотографий таких мест, которые не существуют, но выглядят так, как если бы существовали”. А рядом с реально-нереальными пейзажами Васоу ностальгически-грустные работы Кэтти Варгас (США). Ее “Кресло отца” — самое обычное кресло, которое едва просматривается сквозь окутывающую его белую паутину. Как давние воспоминания пробиваются к нам сквозь пелену будничных дней и событий.

Поэзией и юмором пронизаны и черно-белые фотографии Джорджа Краузе. “В своих работах я исследую землю, которая по одну сторону граничит с “реальными” образами фотографии, — говорит Краузе, — а по другую сторону с миром фантазии. И соединяются они мостиком юмора”. Что до юмора, то вот одна из работ Краузе. Немолодой мужчина, совершенно голый, слегка наклонился вперед. На лице черная маска с длинным носом, который упирается в туго вздернутый, эрегированный пенис. Работа называется “Знак вопроса”. И впрямь есть что-то юморное.

А вот от серии “Маски жизни и смерти” датчанина Торбена Эскерода невольно вздрагиваешь. Эскерод представил фронтальные портреты посмертных гипсовых масок из коллекции замка Фридериксборг. При взгляде на этих, будто оживших мертвецов по спине пробегает неприятный холодок.

Хьюстонский “FotoFest” пройдет в Музее современного искусства (Ермолаевский переулок, 17) до 6 сентября.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”. Международный фестиваль фотографии “FotoFest” в Хьюстоне — один из самых авторитетных мировых фотографических форумов, сотрудничающий более чем с 50 странами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру