Господа, нас предали

Пожалуй, ни одна Олимпиада не сопровождалась столь агрессивной рекламной кампанией наших замечательных спортсменов, которые непременно порвут всех соперников как фуфайку.

Соответственно, ни одну Олимпиаду наши замечательные спортсмены не профукивали столь же последовательно и неотвратимо, как нынешнюю. Вперед, Россия!

Надежда, конечно, остается. Но пока Олимпийские игры приносят сплошное разочарование. Почти все, кого государственное телевидение раскручивало и надувало с нездешней силой, оказались далеки от обещанных достижений. Пузыри лопнули, обрызгав мыльной пеной болельщиков.

Пловец Попов — мировой лидер, мы были уверены в нем на сто процентов, он самый знаменитый и обязательно победит всех и вся во всех заплывах и на всех дистанциях — не вышел даже в финал.

Плавание, эстафета четыре по сто вольным стилем — нам обещали, что наши пловцы будут бороться за золотые медали с сильнейшими командами США и Австралии, а они не вошли даже в тройку призеров.

Мужская сборная по спортивной гимнастике — наши герои, советская школа, которой нет равных в мире, — на шестом месте.

Гимнастки, в которых тоже, разумеется, никто не сомневался — одна великая Хоркина, растиражированная уличными транспарантами, стоит всех американок и румынок вместе взятых, — вышли всего лишь на третье место. Раньше мы бы сказали, это позор. Теперь радуемся — хорошо, хоть “бронза”.

У волейболистов и гандболистов, деликатно выражаясь, остаются шансы, хотя они уже проиграли тем, у кого в любом случае должны были выигрывать.

Фехтование — сабля и рапира — не попали в финал, а мы-то, наслушавшись телерекламы, поверили, что наши фехтовальщики — сильнейшие. Велогонщицы, которых реклама осыпала самыми лестными эпитетами, пришли к финишу во второй десятке. Прыгуны в воду, которые должны были в любом случае быть с медалями, заняли седьмое место. Толкатели ядра опять же не попали в финал, одна радость — толкательницы не подвели...

* * *

Конечно, ничего страшного здесь нет. Спорт есть спорт, особенно Олимпийские игры, где случаются и удивительные проколы, и совершенно неожиданные победы.

Дело не в том, что результаты пока неважные и российская сборная завоевала скромное количество медалей. Дело в том, что эти неважные результаты слишком резко противоречат категоричным заявлениям о грядущих победах.

На словах у нас “Вперед, Россия!”, мы самые сильные, ловкие и победительные, а на деле — сплошной фук, Россия проигрывает все, что можно и чего нельзя.

Несоответствие ожиданий и результатов порождает раздражение и комплексы. В душе растут недоумение и обида, и хочется найти виновных в наших бедах. Несправедливое судейство — вот в чем дело! Ну да, мировой заговор. Нас, русских, не любят, вот и засуживают. Господа, нас опять предали!

Хотя если один спортсмен объективно сильнее других, как его засудишь?

* * *

Разжигание напрасных ожиданий превратилось в болезненную черту нашего времени.

Ликующее “Вперед, Россия!” с последующим постыдным провалом воспринимается уже не как случайность, а как закономерный ход событий. Конкурс Евровидения, чемпионат Европы по футболу, Олимпийские игры — самые последние и самые яркие примеры нагнетания горячих страстей на пустом месте.

Но зачем это делается? Зачем государственные телеканалы пиарят, расхваливают и раздувают нашу сборную или нашу певицу, когда известно, что возможности их по сравнению с другими участниками невысоки и шансов на победу мало?

Рассчитывают на чудо гипноза: чем больше раз мы скажем “сахар”, тем слаще станет во рту?

А может, таким образом у нас пытаются развивать патриотизм и любовь к Родине? Но в результате-то выходит наоборот. Вместо того чтоб гордиться Родиной, приходится стыдиться: что же ты, мать, опять все профукала, а мы-то губы раскатали…

Разумеется, всякий пиар — это прежде всего обман. Чем больше народу надо обмануть, тем наглее должен быть пиар. Но когда само государство, используя широчайшие административные и финансовые возможности, принимается пиарить тот или иной проект, идею или компанию, обман принимает уже абсолютно запредельные масштабы и очертания.

Как рекламировалась неотложная необходимость заменить льготы денежными выплатами! Вот был всем пиарам пиар. Ежедневно по десять раз на дню населению дули в уши: ах как хорошо станет жить, когда бесплатный проезд и лекарства вам заменят на четыреста рублей в месяц. Даже странно, как граждане не свихнулись от такого натиска и не побежали наперегонки в собесы отказываться от льгот, не дожидаясь принятия закона.

Агрессивный пиар дает отличные результаты даже на очень слабом материале. “Ночной дозор” — серенький, проходной фильм, собрат зарубежных дешевок, которыми завалены видеоприлавки — распиарили так, что народ валом на него валил. Но с фильмом хотя бы понятно — от его рекламы зависят сборы, то есть прибыль заказчиков. А от рекламы Олимпийских игр кому какой навар?

Никому, кроме тех, кто заказывает рекламную кампанию, и тех, кто ее реализует. А если учесть, что это делают одни и те же телевизионные чиновники, то становится понятно, зачем нужен столь дорогой и столь недальновидный государственный пиар-проект. Ведь всякий госзаказ — это деньги, откаты, которые можно распилить, разложить по карманам. Чем шире размах рекламного проекта, тем больше на него дадут денег, тем больше их пойдет на распиливание. Вперед, Россия!

* * *

Люди, сочиняющие рекламные ролики, не знают ситуации, начисто лишены вкуса и чувства меры и очень далеки как от спорта, так и от государственных интересов. Они дилетанты.

Сейчас такое время — везде дилетанты. Пришло новое поколение молодых энергичных людей с бойкими глазками: “Где тут у вас бабки? Здесь? Ну-ка дайте я сюда встану, возглавлю вашу богадельню”.

Они не хотят создать что-то значительное, долговечное, оставить след в истории, их не интересуют победы и духовные свершения. Им нужны только деньги — причем не когда-нибудь в будущем, а немедленно, сейчас. “Бабки” — быстро и как можно больше.

Поколение с бойкими глазками не оставляет пустых мест, оно стремится занять и успешно занимает все точки, где есть деньги.

Результаты их неустанной деятельности кое-где уже видны. Например, вот этот смехотворный пиар-проект про наших славных олимпийцев, которые слетают с дерева славы, как сухие листья.

Впрочем, то, что творится со спортом, — тоже результат их работы. Как только дилетанты с бойкими глазками поняли, что в спорте крутятся хорошие деньги, они тут же заняли ключевые посты и очень быстро выдавили профессионалов — за границу, на пенсию, в отстой. И если раньше главной целью в спорте была победа, высочайший взлет духа человеческого, то теперь главная цель — деньги, низкое, земное ковыряние. Поэтому так и получается. Вокруг сплошное “Вперед, Россия!”, а счастья нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру