Отличный боец. Классный артист. Герой-любовник. Словом — идеал любой женщины. Смотрю на красавца с опаской и втайне завидую его супруге. Такие нынче на дороге не валяются. Штучный товар.
И в самом деле, вспомните, кто из ваших знакомых может “держать ноту” 18 секунд подряд? А порвать одной рукой кролика, как Тузик грелку? Или в буквальном смысле слова лететь на свидание, смело преодолевая все преграды? Вот то-то же.
Ладно, пишите адрес. Московская область, Подольский район, деревня Песье. Здесь, на подворье именитого птицевода Николая Ивановича Золотарева, его родовое гнездо. Так сказать, петушиная столица Подмосковья. Хозяин любезно согласился раскрыть “МК” самые сокровенные тайны, привычки и пристрастия его сиятельства Петуха — хозяина наступающего 2005 года.
Двор Золотарева шипит, крякает, квохчет, гогочет. Сам Николай Иванович — как наседка, беспрерывно кормит пернатую братию, поит, сортирует, согревает, проверяет кладки в гнездах. И между делом показывает нам своих любимцев — петухов и кур пятнадцати редчайших пород. У кого — лохматые ноги, у кого — причудливая борода... А вот и вовсе карликовые петушки с хохолками.
Кивая на отливающего золотом петуха, хозяин говорит:
— Стоит, трясет энергетическими органами.
Видя мой растерянный взгляд, птицевод с улыбкой объясняет:
— На гребень и бороду смотри, они у кочета ровно солнечная батарея. Под воздействием света в них аккумулируются необходимые петуху витамины Д и Е. Должен же он себя мужчиной чувствовать.
С одной курицей петух жить не может, ему нужен гарем. У каждого петушка крупных пород — брамов и кохинхинов — по 7—8 подружек, у задир с “облегченным” весом — и вовсе 15 жен. За внимание курочек кочеты могут выклевать друг другу глаза. Но и пернатые дамы постоянно дерутся между собой, выясняя, кто из них будет “любимой женой”. А петух во время разборок вальяжно расхаживает, не мешает женщинам выяснять отношения. Курица-победительница имеет право спать под крылышком у петуха. А куры-неудачницы ютятся одни.
Когда петухов по отношению к курам называют джентльменами, Золотухин смеется:
— Найдя корм, петушок подзывает курочку только с одной целью — оплодотворить! Вся его заботливость показная, петуху нужно лишь залезть под юбочку. Причем даже крошечный петушок — бентамка, весом 1 килограмм — смело подзывает больших 4-килограммовых леггорнов. Куры тоже “любят ушами” — бегут к лилипуту со всех ног. А он бегает-бегает рядом, и только... Но недолго курица терпит эту суету — возьмет да и клюнет обманщика.
Будучи моногамными по природе, пернатые способны и на глубокую привязанность. Николай Иванович вспоминает о необычной любви карликовой курочки — серебристой виандотки и петуха-громилы породы светлая брама.
— Курица — малышка размером с два кулака — ежедневно перелетала полутораметровую перегородку, спешила на свидание к любимому. Приземлившись, она терпела все притеснения от его подруг — кур–брамов. А мощный и высокий петух очень трогательно за ней ухаживал — охорашивал и оглаживал. Ну и результат налицо — виандотка регулярно несла яйца.
n n n
...В полночь начинается первая перекличка. Один кричит голосом недоеной коровы, другой басит, как бык, у третьего голос похож на треснутый репродуктор.
— Это юрловские голосистые — знаменитые певуны, — говорит хозяин.
Черный как смоль солист нервно оглаживает клювом выбившиеся на груди перья. Чиркнув, пробороздив по опилкам шпорой, он откидывает ребристый гребень, и... пронзительное “ку-ка-ре-ку” разносится по всему поселку.
— Как ревет! — кричит в восхищении хозяин.
Любимец Золотарева вытянул баритоном на выдохе восемь секунд.
С трудом сейчас верится, что раньше петухов разводили и ценили прежде всего за удивительную способность петь по ночам. Для крестьянина не было более точных часов, чем петушиный крик. Считалось, что первое “ку-ка-ре-ку” раздается в первом часу ночи. После вторых петухов (в 2.00) хозяйки вставали поставить хлеб и подоить коров. Вместе с третьими петухами — в четыре утра — просыпалась вся деревня.
При виде хозяина начинают гундосить и юрловские голосистые куры — грубыми голосами, почти басом. Курицы этой породной группы, подражая петухам, часто пробуют петь...
Созданию этой породы птицеводы обязаны солдату Ивану Юрлову. С турецкой войны служивый привез в родную деревеньку под Орлом яйца необычной птицы — турецкого горного поющего петуха. Постепенно из местных стали отбирать и оставлять на племя лучших солистов. При этом говорили: “Петушиный голос тоньше волоса”. Выведенных пернатых с необыкновенными певческими данными стали называть юрловскими голосистыми.
И ныне воспитать хорошего альта с гребешком далеко не просто. Яйца с будущим солистом берут только от наседки, которая перелиняла два раза, молодки для такого важного дела не подходят. Из подростков выбирают тех, у кого длинная шея, а в гребне имеется развитая “пятка” и ровно пять шипов. Петушки начинают пробовать голос в возрасте 3—4 месяцев, из выводка нужно выслушать самого талантливого. И определить, как он будет петь — тенором, баритоном или басом.
— Не поверите, встаю в четыре утра, иду к вольерам и сижу, слушаю... — рассказывает птицевод-любитель.
Отобранных певцов растят отдельно от курочек. Долгое время о существовании “прекрасного пола” они не догадываются. “Как только петух начинает “топтать” кур, он перестает расти, — объясняет Николай Иванович. — Хороший голос бывает только у рослых петухов с широкой круглой грудью”.
Петушка до года специалисты именуют молодым, после года, когда перелинял два раза, — переярком, трехлетнего — третьяком, за три года — старым. Лучший голос бывает в два-три года. Чтобы голос у любимца был насыщенней, хозяева дают клевать смесь сливочного масла с красным молотым перцем. А для улучшения состава крови потчуют солистов замоченным в красном вине белым хлебом с рубленым репчатым луком.
В дальний загон хозяин пускает двух бойцовых петухов. У обоих — крепко сбитые, вертикально поставленные корпуса, мускулистые, широко расставленные ноги. На шеях каждого бойца нервно пульсируют вздувшиеся вены. Секунда — и по вольеру катается сплошной ком перьев с выныривающими змеиными, безгребешковыми головами. Где чьи шпоры, где чьи крылья? Кусаются, по–бульдожьи цепляют друг друга за оголенную шею, бьют шпорами.
— Петух — птица задорная и драчливая по природе, — говорит хозяин. — Как и в любом другом спорте, на петушиных боях случаются и травмы. Но никто до смерти своего петуха забить не даст — в любое время хозяин может вытащить своего подопечного из ширмы. Россия не Южная Америка, где птицу перед поединком поят вином и привязывают к шпорам стальные ножи. По строго оговоренным правилам у нас запрещается крепление металлических шпор и других режущих предметов.
Некоторые специалисты считают, что петухи и боли как таковой не ощущают: у них, как и у фокстерьеров, в какой–то степени недоразвит болевой центр в мозгу.
— Охотничьи бои издавна преследовали определенную цель: дать оценку достоинств бойцовой птицы, — делится с нами Николай Иванович. — Начало петушиной охоты в Москве положил граф Григорий Орлов. По его приказу были выписаны из Англии боевые петухи. Надо отдать графу должное: на его огромном подворье велась подробная родословная каждого петуха, что помогло вывести до сих пор разводимую породу бойцовых петухов.
И ныне у птицеводов немало хорошо тренированных бойцов с мощнейшим ударом. Клички у бойцовых петухов соответствующие: Кувалда, Давила, Самурай, Шериф, Тайсон. К турниру задиры избавляются от всех жировых отложений. Хозяева их кормят сухарями и овсом, а также подвешивают бойцам в сарае забитого кролика, и эти пернатые “шайтаны” с крыльями, как собаки, рвут его на части. Тело петуха от питательного корма делается твердым и мускулистым, остаток гребня — ярко-красным, перо — блестящим, и сам он получает тогда название “птицы в положении”.
— Хозяин, наблюдая за выводком, замечает, какой из молодых петушков имеет гребень краснее других. И если этот петушок во время кормления бьет других, то получает название старосты и отсаживается отдельно.
Иные из хозяев образовавшиеся в молодом возрасте гребень и сережки у петухов срезают и дают тут же им склевать. Охотники считают, что петухи от этого будут более азартными в бою. А еще нередко ныне бойцовых петухов “берут из-под галки”. Куриное яйцо потихоньку подкладывают в галочье гнездо, а когда галка высидит цыпленка, забирают его из гнезда и выкармливают. Считается, что “галочьи” петухи зло дерутся, до полусмерти.
Так вот он каков — символ наступающего, 2005-го. И впрямь Мужчина с большой буквы. А что же делать в год Петуха нам, женщинам? Да очень просто — приручить этого мачо. Притвориться, будто жизнь идет по его правилам, а самим сделать все, как надо. И тогда 2005-й будет очень счастливым годом. Обязательно.