Абитуриенты зазеркалья

Сияющий свет за роковой чертой в свете науки

Смерти нет — есть лишь изменение формы существования: сбросив бренные останки, незримая душа устремляется в сияющие выси для вечной жизни. А если в течение земного бытия были решены не все задачи саморазвития, душа вновь вызывается на Землю для повторной жизни в теле новорожденного младенца, для следующего витка развития. Так вкратце реализуется бессмертие, через реинкарнации — повторные рождения. Если бы это была только религиозная байка, она бы не стоила площади нашей страницы. Но в том-то и дело, что реинкарнация становится научной концепцией, число сторонников которой нарастает лавинообразно.

Сестричка, челюсть-то верни!

Американский врач-реаниматолог Раймонд Моуди за три десятка лет, похоже, приучил человечество к мысли, что остановка сердца и отключение мозга — еще отнюдь не конец. Вернувшиеся после пересечения той условной черты, что отделяет жизнь от смерти, не сговариваясь, сообщали примерно одно и то же: темный узкий тоннель, в конце которого — серебристый свет, дивная музыка, умершие родственники любезно встречают и препровождают в свой неведомый мир — совсем не страшный, где новоприбывшего ожидает Вершитель посмертной судьбы, вместе с абитуриентом зазеркалья просматривающий картины завершенной жизни. Тысячи подобных свидетельств, полученных не только самим Моуди, но десятками его последователей, исключают сенсационный сговор, корпоративный подлог или происки масонов.

Если в основе науки, как определяют сами ученые, лежат эмпирически полученные и теоретически объясненные факты, которые могут быть продублированы независимыми коллегами, то давайте признаем: околосмертельный опыт, уходящий за привычную медикам границу биологической жизни, — научный факт. Другое дело — как он меняет наши представления о жизни и смерти.

Разумеется, выводы Раймонда Моуди, подарившие человечеству новую надежду на бессмертие, вызвали далеко не только одни восторги. Нашлись и критики.

Наиболее авторитетный из них — знаменитый психиатр Станислав Гроф, который выспрашивал у находившихся под гипнозом пациентов об их переживаниях клинической смерти. Да, тоннель у многих присутствует. Но это, по мнению Грофа, впечатанные в подсознание первые воспоминания человека, еще младенца, проходившего узкие и длинные родовые пути. Яркий свет в конце — акушерское помещение, действительно, обычно хорошо освещенное. Вот, мол, и разгадка.

Другими критиками Моуди оказались физиолог и нейробиолог — Джек Кован и Элизабет Кларк, убежденные, что видения тоннеля продуцируются участками умирающей коры головного мозга, ведающими зрительными образами. Вот когда кислорода начинает поступать меньше, агония гибнущих клеток проявляется в виде волн возбуждения, имеющих вид концентрических кругов. Последняя мысль гаснущего сознания складывает эти круги в тоннель.

Эти критики на время остудили пыл ученых неофитов, готовых было признать мифологему Страшного суда. В самом деле, а что если тоннель — всего лишь порождение дефицита кислорода в умирающем мозге?

Однако сторонники материализма игнорировали важнейшие нюансы из эмпирики Раймонда Моуди, Элизабет Кублер-Росс и других колумбов предсмертья. Во-первых, тоннель, серебристый свет, умерших родственников и Творца видят люди, мозг которых уже не функционирует. Выходит, эти образы (а образ — это мысль) не связаны с мозгом. Мысль — вовсе не продукт деятельности мозга. Для клинического материализма такой вывод если не кондрашка, то ощутимый удар. Во-вторых, околосмертельные видения посещали в том числе тех пациентов, которые от рождения не могли видеть. Значит, зрительные нервы и управляющие ими участки коры ни при чем. В-третьих, многие респонденты-воскресанты рассказывают о том, что видели свое бездыханное тело, лежавшее на операционном столе (в реанимационной палате), и даже других больных, врачей, медсестер, посетителей больницы... Эффект объемного видения, когда “объектив” явно отъединен от умирающего мозга, тоже дефицитом кислорода в клетках никак не объяснишь.

Лондонский психиатр Питер Фенуик и врач из Саутгемптона Сэмюэль Пэрина взялись за опрос переживших клиническую смерть, но по медицинским документам отобрали тех респондентов, у кого не наблюдалось недостатка кислорода в центральной нервной системе. Семь таких вернувшихся с того света отчетливо видели все, что с ними происходило в период клинической смерти. Примечательно, что книг Моуди и Кублер-Росс эти пациенты не читали, о предсмертных полетах по тоннелю не слышали и религиозным фанатизмом не отличаются. Фенуик поразил ученый мир небывалым выводом: сознание не исчезает после констатации факта смерти физического тела. Пэрина огорошил коллег не менее сильным суждением: мозг — вовсе не орган сознания, а лишь приемник-преобразователь, своего рода живой телевизор.

Очевидный крах гипотезы Кована—Кларк — околосмертельные видения как результат кислородного голодания клеток умирающего мозга — побудил группу голландских ученых во главе с Пимом Ван Ломмелем провести масштабное исследование больных, переживших остановку сердца. Из 344 возвращенцев с порога лучшего мира лишь 18% рассказали о видениях, характерных для клинической смерти. Если бы, рассуждают голландцы, в этих видениях был повинен исчезающий кислород, о них рассказали бы все воскресшие. Встречи с родственниками были у 32% из тех, кто получил околосмертельный опыт, 31% перемещались через тоннель, 24% испытали внетелесный опыт — видели свое тело сверху или со стороны, 13% просмотрели “ретрофильм” о прожитой жизни, а 10% подошли к границе между двумя мирами.

Ван Ломмель особо отмечает: видения посещают умирающего в самый момент отключения центральной нервной системы, что доказывает: сознание — не функция мозга.

Самый поразительный случай в голландской серии был связан с человеком, у которого остановилось сердце, деятельность мозга сошла на нет — энцефалограф вычерчивал прямую линию, без зубцов. Пациенту ввели в гортань трубку для вентиляции легких. Но мешал зубной протез, который пришлось вынуть и положить на столик. Через полтора часа сердце больного удалось запустить. А неделю спустя восстановившийся больной потребовал свою вставную челюсть. Медперсонал не мог ее найти. Тогда пациент прошепелявил: отыщите столик на колесиках, стоявший в операционной, в ящике которого лежит мой протез. Так и оказалось. То, что человек увидел “сверху”, будучи в состоянии комы — с остановившимся сердцем и неработающим мозгом, — подтвердилось. Удивление медсестры, граничащее с суеверным страхом, исключает розыгрыш или сговор.

Американские врачи Шарон Купер и Карлос Гомес Фернандес в своих интервью со спасенными коматозниками выделили опросы пациентов, слепых от рождения. Али Юсуф Наср, увидев себя в операционной и врачей, склоненных над своим телом, впервые в жизни понял, что вообще означает видеть. Пол Хьют, рассказывая о крови, которую увидел, находясь вне своего тела, сообщил: теперь понятно, что такое красное. Выходит, для зрения совсем не обязательно иметь глаза (что, впрочем, независимо доказывают опыты Вячеслава Бронникова по обучению слепых чтению, о чем мы писали в “МК” — см. № от 24 апреля 2001 г).



Душа на точных весах

Итак, при умирании тела душа уносится через узкий тоннель в сияющее пространство. Можно ли этот процесс зафиксировать не только со слов “недоумерших”, но и объективно?

Первые такие попытки делались в начале ХХ столетия. Английский физиолог Джеймс Холлинджер, взвешивая умирающую собаку на высокоточных весах, определил потерю массы в момент ее смерти — 4,5 г. Американский врач Мак-Дугал проделал то же с человеком. С учетом введенных им поправок на суточные колебания массы “недостача” при последнем выходе составила 22 грамма.

Более изощренные замеры массы биоплазменного двойника, покидающего тело в момент остановки сердца, произведенные в 1990 году американцем Лоуэллом Уотсоном, дали разброс в пределах 2,5—6,5 г.

В швейцарском медицинском центре 23 добровольца согласились на взвешивание во время засыпания и пробуждения. Оказалось, спящий человек на 4—6 граммов легче себя же бодрствующего. Душа спящего где-то блуждает?

Наконец, наиболее интересную, на мой взгляд, серию опытов над умирающими мышами поставил физик из Подмосковья Мстислав Романович Мирошников. (Мы подробно писали об этом в “МК” 24 декабря 1999 г.) Закрытая в герметичном сосуде, установленном на аналитических весах, мышь погибала от удушья, теряя одну тысячную часть своей массы. Однако вскоре трупик животного не только набирал прежнюю величину, но даже тяжелел на одну десятитысячную часть.

Результаты различных исследователей расходятся, но материальность души все они подтверждают. Если скептики не согласны с использованием понятия “душа”, им придется объяснить, что же именно меняет показания весов.



“Я убит подо Ржевом”

Ну, улетает. И что же дальше?

Об этом рассказывают снова те, кто уже пережил расставание души с телом, но почему-то Судья назначил добавочное время. Французский психотерапевт Мишель Лерье выяснял у 208 “туристов смерти”, находившихся под гипнозом, где они побывали. Ученому открылись не врата ада и рая, а различные периоды истории: для грешников — кровавые и смутные, для праведников — спокойные и изобильные. Все, кроме трех опрошенных, сообщили, что посмертный путь ведет в прошлое.

Это, как видно, и есть реинкарнация: для буддистов и индуистов — очевидный закон жизни, для христиан — отмененный церковью догмат, для ученых-танатологов (исследователей феномена смерти) — запредельная реальность.

Москвичка Аннель Безьер умеет вспоминать прошлые жизни. Ее книга “Сумерки памяти” — цепочка взаимосвязанных притч, в которых влюбленные ищут и находят друг друга во многих прежних воплощениях. По признанию автора, беллетристическую форму она выбрала намеренно — так легче изложить накопленный опыт исследования прожитых жизней.

После выхода книги в свет на читательских конференциях к писательнице не раз подходили люди, по-своему помнившие те эпизоды из давних существований, о которых поведала она. В отдельных случаях совпадали планы местности, детали быта, обстоятельства жизни. Все это — хотя и не строго научные, но несомненные для Аннель Безьер доказательства объективности воспоминаний о прошлых жизнях.

— А как вы отделяете реальные воспоминания от возможных фантазий?

— Скорее всего это одно и то же. Когда человек фантазирует, он этим словом, вероятно, сам себя успокаивает. На самом деле любая виртуальная картина в сознании, по-моему, добывается из подсознания, где как раз и хранятся “файлы” из прежних земных воплощений души.

Одна из прежних жизней молодой женщины закончилась в 16—17 лет тем, что ее убили в парке “Сокольники”, было это в 60-х годах, за несколько лет до следующего ее рождения. Через приятеля из МВД она разузнала о том некогда громком убийстве — детали совпали с ее личными воспоминаниями. В то же время стала понятна ее необъяснимая неприязнь к этому уголку Москвы: когда в школьные годы намечалась коллективная вылазка в “Сокольники”, девочка любыми способами, вплоть до прогула, уклонялась от посещения “места гибели”.

Чрезмерный интерес одной из “пациенток” Аннель к теме концлагерей саму ее удивлял. Если только в фильме показывали концлагерь, прилипала к телевизору. Кино создает свои штампы. Как и многие, считала, что лагерники непременно ходили в полосатых робах. Была удивлена, когда одно из собственных дожизненных воспоминаний перенесло ее в концлагерь, где увидела себя в черном крепдешиновом платье. Приглядевшись, поняла, что это публичный дом для немецких офицеров. Втянула в воспоминания подругу (Аннель Безьер разработала методику для входа в раннегипнотическое состояние, позволяющее заглядывать в тайники подсознания). Подруга увидела себя в том же концлагере, только платье было белым в цветочек. Углубляясь в тему, купили кассету с фильмом о концлагере. В нем был показан как раз публичный дом, дамы — сотрудницы из числа заключенных — одеты в изящные платья. Столь неочевидная информация была получена двумя подругами вначале путем погружения в подсознание, а позже подтверждена фильмом. Именно так, а не наоборот, что, по мнению Аннель Безьер, также указывает на объективность воспоминаний.

Подобных исследований в последнее время становится все больше (о работах Натальи Александровны Деминой по исследованию феномена реинкарнации мы писали недавно — см. “МК” от 10 августа 2004 г.). И хотя большинство подобных исследований имеет недостаточно четкую доказательную базу, отмахиваться от них становится все трудней.

Выдающийся ученый-естествоиспытатель наших дней Влаиль Петрович Казначеев, академик РАМН, доктор медицинских наук, в своей последней книге “Выживание населения России” пишет, что феномен реинкарнации получил столько подтверждений, что уже не вызывает сомнений.

И все же малочисленность бесспорных доказательств прошлых жизней наводит на мысль о системном запрете на эти знания. С чем он связан? На мой взгляд, с необходимостью проживать земную жизнь как единственную. Мысль о запасных вариантах при всей ее оптимистичности способна породить душевную лень, черствость, безответственность: ладно, мол, в следующей жизни наверстаю, исправлю, решусь.

Поэтому повторные рождения могут оказаться сюрпризом, которые Творец приберег для очной с Ним встречи в пространстве серебристого света.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру