Шницель по-министерски

Административная реформа развалила правительство на корню

Скоро год, как в стране идет административная реформа. Она подавалась как попытка “оптимизировать”, “усилить”, “углубить” работу правительства. Но новая борьба с бюрократией привела лишь к усилению этой самой бюрократии: точно по Твардовскому — “для того, чтоб сократить, надо увеличить”.

Хотели “оптимизировать” — получили полную неразбериху и дисбаланс, когда министры и сами подчас не знают, за что они отвечают.

Хотели “сократить” — но чиновничий штат только вырос.

Раньше министр четко знал, за что отвечает. Теперь — сам черт ногу сломит. Общее руководство — у министра. Деньги — у федерального агентства. Контроль — у федеральной службы. Кто в лес, кто по дрова. Вот наглядная иллюстрация результатов административной реформы.

Два месяца назад вместе с моим коллегой Владимиром Стальмаховым мы отправили депутатский запрос министру транспорта Игорю Левитину. Мы просили министра разобраться в истории с реконструкцией взлетно-посадочной полосы во “Внукове”.

Это очень запутанная и грязная история. В декабре прошлого года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) провело конкурс на проведение реконструкции.

В торгах участвовало пять претендентов. По идее (да и по закону), одержать верх должен был тот, кто предложит меньшую сумму. Но победителем торгов была почему-то признана фирма, оценившая свои услуги на полмиллиарда рублей дороже остальных соискателей.

Я пишу “почему-то”, хотя истинные причины такого странного выбора понятны без перевода. Слово “откат” знакомо сегодня даже ребенку.

И все же нам хотелось услышать официальный ответ министра: полмиллиарда рублей — деньги немалые.

Мы могли ожидать чего угодно: вежливой отписки; заверений в том, что Минтранс разберется, назначит проверку. Подобные письма каждому депутату приходят пачками. Но то, что получили мы в ответ, превосходило все, даже самые худшие наши ожидания.

Оказалось, что после нашего обращения министр транспорта Левитин запросил своего подчиненного — руководителя Росавиации Николая Шипиля: предоставьте документы конкурса. Но главный летчик страны Шипиль указание министра демонстративно проигнорировал.

Цитирую ответ Шипиля министру Левитину:

“Данный вопрос не относится к полномочиям Минтранса России. (…) Ваши требования противоречат пункту 7 Положения о Минтрансе России, согласно которому в установленной сфере деятельности он не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Материалы по проведению конкурса вправе запрашивать Минэкономразвития России, а также Счетная палата”.

Я еще раз внимательно перечитал письмо главного летчика. В левом верхнем углу — шапка: “Минтранс России. Федеральное агентство воздушного транспорта”.

То есть формально как бы Росавиация входит в состав министерства. Но фактически оно ему не подчиняется, и плевать хотел на министра достопочтимый господин Шипиль. На министра, а заодно и на полмиллиарда рублей, которые с его легкой руки уйдут сейчас на воздух.

До прихода во власть Николай Шипиль руководил президентской авиакомпанией “Россия”. (В Москву он, разумеется, приехал из Питера.) Вместе с главным пассажиром регулярно летал за кордон. Видимо, там, во время совместных вояжей с президентом, и началось у него головокружение, ибо, как поется в одной популярной прежде песне, есть одна у летчика мечта — высота…

Но разве дело только в заоблачных амбициях летчика Шипиля? Нет, причина в другом. В том, что хваленая административная реформа напрочь сломала отстроенную годами систему взаимодействия. Сломать сломали, а нового ничего не построили.

Полномочия и функции министерств размыты. Персональная ответственность снивелирована. Всякий клерк мнит себя Наполеоном.

И ведь что самое обидное: если провести реформу новую, вернуть все на прежние места, станет еще хуже. Потому что лучшее — враг хорошего. Это закон диалектики.

Остается только утешать себя другим законом: послезавтра будет лучше, чем завтра...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру