Вчера в Москве начался очередной раунд российско-грузинских переговоров. За традиционными дипломатическими реверансами стоит давнее противостояние: требование Грузии вывести российские войска со своей территории как можно быстрее и нежелание российской стороны это делать.
— Наша позиция не меняется, — заявил на этой неделе министр обороны России Сергей Иванов. — Можно по-разному оценивать возможные сроки вывода наших баз, но важен принцип: стоимость вывода составит порядка $250—300 млн.
Правда, похоже, позиции все же меняются: еще недавно Иванов говорил о $500 млн. Но он по-прежнему заявляет, что если Грузия хочет, чтобы мы ушли, то она должна за это заплатить. Деньги пойдут “на вывод войск и техники, предоставление жилья военнослужащим, обустройство новых мест дислокации, строительство баз хранения боеприпасов и казарм”.
Почему за российские базы ведется столь активный торг? И так ли уж они нужны России?
Военные эксперты считают, что никаких особых стратегических позиций базы не занимают и, скорее, защищают политические интересы России, а потому и являются предметом торга. Но торга никак не с Грузией, ведь всем понятно, что ни $250 млн., ни $500 млн. у грузин нет. Эти суммы, считают эксперты, звучат, скорее, для того, чтобы затянуть переговоры, пока российские политики за кулисами будут торговаться с теми, кто кредитоспособен и “крышует” Тбилиси. А это — американцы.
С ними разговор скорее всего пойдет вовсе не только о деньгах. У России сегодня слишком мало серьезных козырей в политических играх с Западом, чтобы так запросто отдавать базы пусть даже за неплохие суммы. Можно выторговать и что-нибудь посерьезнее. Например, Абхазию. Почему бы, например, мировому сообществу не признать ее неким самостоятельным государственным образованием, статус которого устроил бы Россию? Или, допустим, почему бы Тбилиси не принять закон о неразмещении в стране любых иностранных баз, в том числе и НАТО? Об этом на днях уже заявляла спикер парламента Нино Бурджанадзе. Такой поворот событий устроил бы Россию. И скорее всего, сильно “сбил цену” в торгах о сроках вывода наших военных баз.
Справка МК:
На территории Грузии были размещены 4 российские военные базы.
К 1 июля 2001 г. Россия, в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г., ликвидировала свою 137-ю военную базу в Вазиани и 50-ю — в Гудауте. Сейчас на территории Грузии остаются две российские базы: 12-я — в Батуми (Аджария) и 62-я — в Ахалкалаки, где находятся 5000 военнослужащих, 115 танков, 220 БМП и БТР, 170 единиц артиллерийских систем. Об их выводе и ведутся переговоры. Первоначально российская сторона предлагала срок вывода войск 11—14 лет, грузинская — 3—4 года. Затем Россия согласилась на 7—8 лет, однако в Тбилиси назвали новый срок — 2 года.