Жизнь увековечных людей

Ставропольский губернатор воздвиг себе памятник. Рукотворный

Не найти в стране губернатора, более любимого своими подданными, чем хозяин Ставрополья Александр Леонидович Черногоров.

Народная любовь к нему столь велика, что благодарные ставропольцы даже воздвигли Черногорову прижизненный памятник. Рукотворный. Из бронзы и мрамора. Сам губернатор — человек по-ленински скромный — пытался возражать и мрачно хмурил брови, но подчиненные отговорили его от резких телодвижений. Мол, всенародное почитание — это тяжелый крест, пройти его дано не каждому. И потом: памятник можно убрать. А куда, Александр Леонидыч, девать ваши государственный ум, неутомимую энергию, непререкаемый авторитет?

“Эх, черти, — обессиленно махнул рукой Черногоров. — Пользуйтесь моей добротой и мягкостью”.

А потом, глубокой ночью (губернатор работает допоздна не покладая рук) как-то раз подъехал даже к собственному памятнику. Долго вглядывался в бронзовый рельеф, примерял, сравнивал. И пришел к выводу, что в жизни он намного красивее...

Будь эта заметка напечатана в первоапрельском номере, все решили бы, что это шутка. Розыгрыш.

Но, увы: со дня смеха миновал почти месяц. Да и какие могут быть шутки, коли речь идет о столь замечательном человеке, “видном государственном деятеле”, как губернатор Черногоров.

Памятник Черногорову с недавних пор красуется в самом центре Ставрополя, на проспекте Октябрьской революции. Он стоит в трехстах метрах от краевой администрации, на Аллее славы, в одном ряду с мемориалами других знатных ставропольцев. Правда, из ныне живущих здесь никого больше нет.

Губернатор отлит из бронзы. Губы у него плотно сжаты. Глаза прищурены. Он не очень похож на самого себя — в жизни Черногоров, могу засвидетельствовать, неизменно улыбчив и весел — но, видно, так положено. У серьезного человека и памятник должен быть серьезен.

Надпись на постаменте гласит: “Первый всенародно избранный губернатор Ставропольского края, видный государственный деятель, внесший значительный вклад в социально-экономическое развитие Ставрополя”.

Деньги на изваяние были, естественно, взяты из бюджета...

Александр Черногоров — первый российский губернатор, не постеснявшийся воздвигнуть памятник самому себе.

Да что губернаторы! Даже в эпоху застойных славословий обвешанные орденами престарелые вожди считали зазорным ставить себе прижизненные памятники.

Исключения делались исключительно для дважды Героев. Им полагался бюст на родине. Весьма, кстати, скромный.

Ставропольского губернатора героем (а тем более дважды) никак не назовешь. За годы его правления некогда богатый край, житница страны, окончательно обнищал. По размеру зарплат бюджетникам Ставрополье занимает 82—84-е место в стране, по зарплатам в среднем — 72-е. По объему ВВП на душу населения — 60-е. По показателям промышленного производства — 38-е. За чертой бедности находятся сорок процентов жителей края.

За восемь черногоровских лет объем иностранных инвестиций сократился на 650 процентов. Для сравнения: в соседнем Краснодарском крае он выше в 27 с половиной раз. В Ростовской области — в 26.

Но зато ни в Краснодаре, ни в Ростове памятники губернаторам не ставят. Потому что лучший памятник — это конкретные дела, а вовсе не бронзовые идолы или развешанные по всему городу плакаты с радостным черногоровским ликом. (“Бог на небе создал рай, — гласят красочные плакаты, — а на земле Ставропольский край”.)

Вот только сами ставропольцы — неблагодарные! — райского наслаждения отчего-то не испытывают. Мало того что памятник губернатору постоянно подвергается издевательствам и надругательствам, а жители приходят сюда целыми семьями, точно в комнату смеха (отдельные несознательные личности приносят даже похоронные венки).

Совсем недавно ставропольские коммунисты публично сожгли чучело Черногорова — своего же однопартийца (губернатор из КПРФ не выходил).

А неделю назад конференция краевой “Единой России” приняла обращение, в котором губернатора прямо назвали профнепригодным и неспособным “решать задачи, поставленные президентом по подъему экономики в регионе”.

Александр Леонидович Черногоров — не только самый скромный и любимый народом руководитель. Он еще и самый дальновидный, ибо раньше других понял главное.

Место в народной памяти надо бронировать заранее, точно билеты в театр. Память — субстанция недолговечная. То ли дело бронза и мрамор, особенно если заплачено за них из бюджета...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру