Нефть на бабки променял

Олигарх обналичил “Сибнефть”

Государство и Абрамович побили бизнес-рекорд. Продав “Сибнефть” “Газпрому” за 13 миллиардов долларов, чукотский губернатор стал обладателем самого крупного наличного капитала среди всех российских олигархов. Это у остальных богатства в трубах, вышках и акциях. А Роман Аркадьевич теперь может хозяйничать с “живыми” миллиардами. Государство тоже не осталось внакладе — теперь оно будет контролировать треть нефтедобычи.

Абрамович: с таким счастьем — и на свободе!

Абрамович может заказывать шампанское — и не только потому, что продал свой последний оставшийся в России бизнес по максимальной рыночной цене. Да еще кому — нашему государству, которое привыкло не покупать, а отбирать.

Куш будет еще круче, чем объявлено официально. К 13 млрд. можно смело приплюсовать дивиденды за прошлый год (львиную часть от 2,4 млрд. “зеленью”). К тому же Абрамович имеет право на свою долю и в промежуточных дополнительных дивидендах, решение о которых акционеры “Сибнефти” могут принять до завершения сделки. А это чуть ли не миллиард баксов. И у него еще сохраняется надежда заполучить назад те 20% акций “Сибнефти”, которые были проданы за 3 млрд. долларов ЮКОСу.

Еще пару дней назад, когда Абрамовичу сделали предложение о втором сроке чукотского губернаторства, многие аналитики расценили это как гарантии неприкосновенности его бизнесу. Они ошибались. Это были личные гарантии после продажи его активов, данные на самом верху. И не суть важно, что доверие выражается губернатору. Главное, что Абрамовичу. Носителю конкретной фамилии.

Государство: в светлое будущее госкапитализма

Курс, взятый государством на возвращение прибыльной нефтянки в свой карман, реализуется по всем направлениям. Теперь госвласть будет владеть почти третью всей нефтедобычи России (“Роснефть” + огосударствленный “Юганскнефтегаз” + “Сибнефть” с половиной “Славнефти” + добыча самого “Газпрома”). И это только начало…

Государство с пухнущими от нефтедолларов заначками, не знающее, как распорядиться этими деньгами, пойдет еще дальше. В числе первых кандидатов на огосударствление — осколки бывшей империи ЮКОСа. Даже в нынешнем суперобрезанном виде компания продолжает добывать более 5% всей российской нефти. Вторым кандидатом на покупку может стать лояльный Кремлю “Сургутнефтегаз” с его 14% российской нефтедобычи. И тогда доля власти в российской нефтянке и газодобыче превысит уже 50%.

Что будет с ценами на нефть, газ и бензин?

Уже сейчас госдоли в нефтедобыче и нефтепереработке достаточно, чтобы влиять на формирование цен на бензин. С приобретением “Сибнефти” таких рычагов станет еще больше. Не так давно “Газпром” выступил с инициативой “отпустить” цены на газ. Мол, компания несет убытки из-за фиксированной стоимости “голубого топлива” для российских потребителей (и это на фоне аттракциона “неслыханной щедрости” с выниманием из якобы полупустого кармана 13 млрд. долларов). Станет ли государство немного добрее к своим гражданам, будет ясно в ближайшее время. Впрочем, верится в это с трудом. Как уже писал “МК”, все нефтяные “сливки” (порядка 80%) идут в казну. И отказываться от таких денег государство не намерено. К тому же независимых игроков на рынке станет еще меньше. И никто ни с кем не будет конкурировать.

Как бы то ни было, ясно одно. Россия в ближайшем будущем останется сырьевым придатком развитых западных экономик. Правительство может принимать любые постановления о высокотехнологичных отраслях. Это лишь слова.

А дела — это аккумулирование государственных сил и средств в нефтегазодобывающей отрасли.

“Я свое место в строю найду”

Происходящие процессы выстраиваются в простую логическую цепочку. Делом техники будет объединить все государственные нефте- и газодобывающие активы под одно начало. Форма такого объединения может быть самая разная: картель, холдинг, группа компаний. Главное, что будет создан сырьевой гигант под единым руководством. Единоначальник такого монстра станет главнее всех министров, вместе взятых, и сможет стать настолько же экономическим хозяином России, насколько политическим будет президент. А потом никто не сможет помешать этим равновеликим фигурам провести ротацию. Президента — в хозяйственные верховные правители России. А единоначальника — в кресло президента. Не вызывает сомнений, что таким единоначальником может быть лишь фигура, рядом с которой все нынешние Миллеры, Богданчиковы и Абрамовичи будут выглядеть обычными лилипутами. Идеально на это место подходит человек, который недавно пообещал народу, что он найдет свое место в строю после 2008 года. Вот только вряд ли это можно назвать “местом в строю”. Скорее, это все остальные построятся.


ГЕРМАН ГРЕФ, ГЛАВА МЭРТ:

“Я не считаю самым рациональным вложение денег “Газпрома” в нефтяные активы”.


P.S. Как сообщила вчера Федеральная антимонопольная служба, к ним пока не поступала документация, необходимая для одобрения сделки. Ранее ФАС неоднократно возбуждала дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении “Газпрома”. Правда, они ничем не закончились. Зачем госчиновникам спорить с самим государством?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру