Легенды и ПИФы

Фондовый рынок прошел первые подводные камни

Еще недавно эта мысль была верна для всей страны на любых уровнях власти и богатства: от суперолигархов до самых мелких чиновников. Но теперь все наоборот — это государственные деньги образуются за счет частных. Из наших налогов, пеней, штрафов, платежей. На днях директор детского садика встретила меня очередной новостью: с апреля надо почти в пять раз больше платить за жировку. Было 150 рублей, а стало 720.


Других денег, кроме государственных

и частных, в природе не существует.

А если рассуждать применительно

к России, то все частные деньги у нас

образуются путем воровства из бюджета.

(Кирилл Шелестов.

“Укротитель кроликов”)


И правильно: не жили хорошо — нечего и привыкать. Государство, пухнущее от нефтедолларов, не может взять на себя никаких социальных функций и забот. В стране и так демографический кризис, рождаемость повышать надо, формировать из средств Стабфонда фонд будущих поколений. Сами понимаете, если власть заботится о будущих россиянах, то ей явно не до живущих ныне. Следовательно, каждый сам должен ковать свое счастье тем способом, который для него окажется наиболее приемлемым. Поскольку воровать, как и большая часть нашего населения, не приучен (да в общем-то и нечего), приходится зарабатывать по-другому. Я выбрал коллективные инвестиции в российский фондовый рынок, то бишь отнес свободные денежки в паевые инвестиционные фонды. В надежде хорошо заработать по итогам года.



Смело мы в бой пойдем…

Народ всегда играет

с государством на чужом полепо чужим правилам и с чужими судьями.При этом он иногда добивается победы,но, как потом выясняется,тоже не для себя.

Народная мудрость

Начало года и итоги прошлого вскружили россиянам голову. Еще бы, в условиях, когда и наличные сбережения, и банковские вклады разнились лишь по степени убыточности, каждый, кто читает газеты, видел: есть счастливчики, которые на вложенные 1000 рублей заработали себе от 800 до 1400 “деревянных” чистого дохода. И все рванули вкладывать свои кровные в ПИФы. Впрочем, это вполне укладывается в стереотип поведения: нас не интересуют ни прогнозы, ни различные сценарии, зато успех соседа, наткнувшегося на золотую рыбку, побуждает к немедленным действиям. А потом, когда оказывается, что рыбка сдохла или уплыла, мы обвиним во всем кого угодно (в первую очередь того же соседа), но только не себя.

Все предостережения, все объявления о том, что фондовый рынок может не только зарабатывать, но и приносить убытки, отметаются нами на голубом глазу. В январе-феврале россияне принесли в ПИФы такое количество денег, что до сих пор непонятно, как рынок смог их переварить. А в марте началась коррекция, которой ждали еще осенью и о неизбежности которой не уставали говорить аналитики. Инвесторы начали фиксировать прибыль, стоимость паев чуть ли не всех ПИФов акций упала, и народ почувствовал себя обиженным.

В редакции все чаще стали раздаваться звонки: “Вот вы пишете про фондовый рынок, я купил(а) паи, а теперь они стоят дешевле. И я продал(а) их с убытком для себя. Что же это вы зовете всех инвестировать?” И непременное возмущение в конце разговора: дескать, сейчас как пожалуюсь главному редактору или в мэрию, вам всем там сразу плохо будет.

Начинаешь разъяснять: вас ведь предупреждали — вспоминают: да-да, что-то такое было... Но ведь сосед-то, сволочь, заработал в прошлом году чуть ли не 100%. Если человек не слышит того, что ему говорят, и не видит того, что сам читает, грех винить в этом окулиста или отоларинголога. Проблема в голове самого человека.

Десять раз уже писал, что входить на рынок желательно при минимальной стоимости паев. И не покупать тогда, когда этот рынок активно растет. Потому как велика вероятность, что вслед за ростом наступит период коррекции, то есть падения. Можно сравнить это с горками или с качелями: вверх-вниз, вверх-вниз. Все в той или иной степени циклично и повторяется. Но оказывается, что с завидной регулярностью повторяется не только ситуация на рынке, но и глупые поступки.

Рискну повториться в очередной раз: покупать надо дешево, а продавать — дорого. Если делать все наоборот, лучше оставить деньги в банке. Хоть в домашней. Будут целее. И пусть говорят, что учиться на чужих ошибках — лишь зря тратить время, все же продолжим эпопею инвестора, у которого в российских условиях судьба изначально может быть лишь нелегкой.



Мы сидим, а денежки… не идут

Быстрее всего русские запрягают

в понедельник утром, потому как обычнос вечера пятницы еще и не распрягали.

(Народное наблюдение)

Идут, конечно. Только вот вопрос: куда. В прошлом “Личном счете” на эту тему я честно признался, что 10 марта оформил заявку на приобретение паев ПИФа акций УК “Альфа Капитал”. А для подстраховки, чтобы не гасить паи досрочно и не терять деньги в случае падения рынка, минимально вошел и в ПИФ облигаций той же компании.

Утром 23 марта на рабочем столе меня ждало аж два заказных письма. В каждом из них специализированный регистратор уведомлял о том, что соответствующее количество паев в этих ПИФах по заявке было переведено на мой лицевой счет. И произошло это знаменательное событие 14-го числа того же месяца. С учетом оформления заявки в пятницу приобретение паев утром во вторник можно считать достаточно оперативным для нашей российской действительности. Конечно, жаль, что потерял время и немного не угадал. Потому как 10 марта стоимость пая была 3001 рубль 63 копейки, а вот на момент выдачи паев он уже подрос до 3069 рублей 38 копеек. Получается, что переплата на каждом пае в момент покупки составила чуть ли не 70 рублей.

“Как же так, у меня паи уже больше недели есть, а я еще не знаю, сколько успел на них заработать”, — пронеслось в голове, и, отклонив приглашения коллег попить кофейку в редакционном буфете, уселся за компьютер. Уже через минуту мои ожидания были вознаграждены. Стоимость пая в течение отсматриваемого срока колебалась то вверх, то вниз. Но на тот момент, когда я приник к монитору, она составляла аж 3061 рубль 83 копейки. И получалось, что на каждом пае я за это время заработал, страшно сказать, минус 7 рублей 55 копеек. Ничего себе инвестор!

Вот что все эти боковые тренды делают с деньгами простых людей! Тут же захотелось что-нибудь предпринять для спасения инвестиций. Например, красиво уйти в облигации, как обещал читателям. Но это было смешно. Рынок ежедневно колебался то вверх, то вниз, и в принципе было понятно, что он достиг уже глубины нынешней коррекции, отметившись индексом РТС на уровне около 1350 пунктов и упав тем самым примерно на 12%. И скорее всего, в ближайшее время начнет пусть понемногу, но расти вверх.

Уговаривать себя, что терпение есть главная добродетель инвестора, особо и не пришлось. Может, я и сотворил бы какую глупость, но из-за внезапно налетевшей простуды просто не смог сделать это физически. Между тем индекс потихонечку рос каждый день (единственный день, когда он опустился ниже 1400 пунктов за этот период, случился 29 марта) и к моменту выздоровления поднялся уже до 1455 пунктов. Соответственно выросла и стоимость пая — во вторник он тянул уже на 3177,77 рубля. А в четверг, когда индекс РТС опять попробовал штурмовать отметку в 1500 пунктов (правда, не очень успешно, замерев в конце концов на 1493), рыночная стоимость пая выросла до 3248 рублей и 27 копеек. От сердца отлегло, потому что в промежуточном итоге уже получался реальный плюс.

Остается лишь сожалеть о том, что 10 марта в силу осторожности я инвестировал в ПИФ акций лишь часть денег. Впрочем, следуя принципу нескладывания всех яиц в одну корзину, часть денежек ушла и в ПИФы УК “Уралсиб”. Которые весьма неплохо завершили первый квартал текущего года.



Гадания без кофейной гущи

У меня для вас две новости:

хорошая и плохая.Плохая: рост цен на бензин обогналтемпы роста инфляции!Хорошая: зато инфляция отстаетот роста цен на бензин!

Мудрость начальника

И все же каждый из нас надеется на лучшее. И становится инвестором именно в его поисках. Вложив собственные деньги в ПИФ, мы начинаем утро и заканчиваем вечер просмотром биржевых новостей, пытаемся анализировать произошедшие изменения и с надеждой читаем доклады аналитиков и экспертные оценки. И все лишь для того, чтобы понять, чего нам стоит ждать по итогам года.

При этом не стоит, пытаясь подсмотреть будущее, оглядываться назад. Динамика рынка на прошлой неделе вряд ли подскажет, как он станет вести себя на следующей. Фондовый рынок подвержен всяческим колебаниям, тем более что на нем действуют профессиональные спекулянты, готовые отыграть в свою пользу любую плохую или хорошую новость.

Как, к примеру, пару лет назад было с акциями ЮКОСа. Когда любая фраза президента или кого-либо из заместителей министра по поводу дальнейшей судьбы компании вызывала то безудержный рост стоимости акций, то их глубочайшее падение. Дело доходило до того, что цена на акции нефтяников в течение всего лишь одного дня менялась на 20—25%. Сколько заработали на таких колебаниях те, кто знал о таких заявлениях или новых действиях налоговиков, подсчитать практически невозможно. Ясно одно: суммы исчислялись миллионами и отнюдь не рублей. Впрочем, столь лихие времена и пиратские набеги спекулянтов остались, к счастью, позади. Власть стала более предсказуемой, и есть надежда, что ее действия в этом году будут лишь укреплять фондовый рынок.

Даже если продолжится тихая “национализация” — возврат контрольных пакетов крупных предприятий в госсобственность. Как это ни парадоксально звучит, но на коротком промежутке времени такие действия государства могут даже привести к росту стоимости акций огосударствливаемой компании, поскольку снимают возможные риски от агрессии со стороны тех же правоохранительных органов.

Другим дополнительным стимулом для развития российского рынка является стабильно высокая цена нефти. Пока баррель будет держаться выше 55 долларов, а металл на Лондонской бирже не опустится в цене, за российский фондовый рынок, 85% капитализации которого обеспечивают нефтяники, газовики, металлурги и химическая промышленность, беспокоиться не стоит.

Определенную помощь нашему фондовому рынку невольно может оказать и “друг Джордж” из Вашингтона. Если он все же решится на военную операцию против Ирана, то стабильность в мире, конечно, уменьшится, а вот цены на нефть точно подскочат, как и стоимость ценных бумаг российских нефтяных компаний.

И, наконец, у российского фондового рынка есть еще и собственные внутренние резервы. Не меньше тридцати достаточно крупных отечественных компаний из разных отраслей экономики готовятся в этом году к IPO, то есть к размещению и продаже своих ценных бумаг в ходе открытых торгов на бирже. Это повлечет за собой включение их ценных бумаг в котировальные списки, что придаст самому рынку гораздо большую устойчивость, чем сейчас. В общем и целом, по крайней мере, до конца этого года опасаться вроде бы нечего. А уж там будем, что называется, посмотреть.

Хотя, с другой стороны, случиться может все, что угодно. И рост такой же, как в прошлом году, и такой же дохлый результат, как двумя годами раньше. Ведь на бирже все равно что в коммунальной квартире: в туалете чихнуть не успеют, а из дальней комнаты уже здоровья соседи желают. А кто их знает, соседей, что они завтра выкинут.



Рекомендации “МК”

Если вы вложили свои средства в ПИФ, не следует продавать пай при первых признаках снижения его стоимости. Помните: с момента подачи заявки до ее исполнения может пройти несколько дней, и вы, погасив пай по минимальной цене, можете понести убытки. Если вы перестали доверять ПИФу и все же решили выйти из игры, дождитесь того момента, когда рынок опять начнет расти. Если же вы только собираетесь инвестировать, то именно падение рыночных котировок предоставляет вам прекрасную возможность получить за счет этого дополнительный доход. Но самое главное — не шарахайтесь из одной крайности в другую. Если выбрали для себя какую-то стратегию, будьте верны ей до конца. Вне зависимости от краткосрочных изменений рыночной конъюнктуры. А если ваш выбор пал на ПИФ акций, будьте готовы и к рискам, и к возможному проигрышу.



Считалка “МК”

Положительная разница между ценой покупки пая и его стоимостью по состоянию на четверг составила 178 рублей 89 копеек, что является всего лишь 5,8% от первоначальных инвестиций. Таким образом, мой доход за двадцать с небольшим дней равняется этой достаточно скромной цифре. Воображение, конечно, не поражает, но за три недели вполне достойно. Тем более что других инструментов, обеспечивших такую же доходность за тот же период времени при полном неучастии в самом процессе, в стране больше не наблюдается.



Справка "МК"

На 31 марта 2006 года активы ПИФов семейства “ЛУКОЙЛ Фонд” составили более 30,5 млрд. рублей, что соответствует 33% российского рынка открытых и интервальных ПИФов. На 31 марта 2006 года стоимость чистых активов “ЛУКОЙЛ Фонд Первый” составила 17206,09 млн. рублей, а “ЛУКОЙЛ Фонд отраслевых инвестиций” и “ЛУКОЙЛ Фонд перспективных вложений” — 6859,37 млн. рублей и 5215,76 млн. рублей соответственно. С начала года рост стоимости пая интервальных паевых инвестиционных фондов акций составил 16,4%, 16,9% и 15,1% соответственно. Стоимость чистых активов “ЛУКОЙЛ Фонд профессиональный” составила 918,43 млн. рублей. Рост стоимости пая с начала года — 8,2%. Что касается ПИФов семейства “Альфа Капитал”, то паи ОПИФ “Альфа Капитал акции” и ОПИФ “Альфа Капитал облигации плюс” прибавили за три месяца соответственно по 18,26% и 3,45%. А пай ИПИФ смешанных инвестиций “Альфа Капитал” (в котором сейчас, кстати, открыт интервал) за тот же период вырос в цене на 14,53%.



P.S. Тем временем индекс РТС поднялся в пятницу до 1523 пунктов. Значит, мои паи стали стоить еще больше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру