“Остров” от Петра и Павла

В новом фильме Лунгина встретились Мамонов, Сухоруков и Дюжев

“Остров” Павла Лунгина в июне открывал сочинский “Кинотавр”, в сентябре закроет Венецианский фестиваль, а на День кино, 27 августа, будет показан на IV фестивале отечественного кино “Московская премьера” в Доме кино. “Остров” — фильм — участник главной конкурсной программы фестиваля “Великолепная семерка “МК”. Фильм-событие. Даже если б не было никаких фестивалей.

Павел Лунгин говорит, что этот фильм перевернул его, что после “Острова” он стал другим: “Оказалось, что у меня как раз есть такая потребность — поговорить о тех мыслях своих, о которых я раньше толком и думать не решался. И с меня стало спадать множество шелухи. Ведь эта картина о сути человеческой — она о прощении, о грехе, об искуплении”.


Лунгин сразу сказал продюсерам, что без Мамонова он “Остров” не снимает, что это — его главное условие. “Карьера моя началась с картины с Мамоновым — “Такси-блюз”, и сейчас, я считаю, с ним же она повернулась совсем в другую сторону, — говорит режиссер. — В каком-то смысле это и его жизнь. Он сам из скандального музыканта стал верующим человеком, который вот уже 11 лет живет в деревне. Он — человек безграничного таланта, и я бы назвал его — редчайшее существо. Мы все относимся к каким-то категориям, классам. А он вне всего — один такой…”

В годы Великой Отечественной немцы берут в плен русскую баржу с углем. Потехи ради фашисты, заминировав уже баржу, предлагают матросику спасти жизнь, расстреляв капитана. Матросик молоденький, жить хочется, страшно очень, и он нажимает на курок. Капитан падает за борт. Немцы уходят с баржи, и та взрывается. Матросика спасли монахи, живущие рядом... Проходят годы. Отец Анатолий (Петр Мамонов) служит в монастыре кочегаром — каждый день он катит до баржи по мосткам, проложенным к ней, пустую тачку и обратно тачку, груженную углем. Каждый день с утра до вечера один и тот же “крутой маршрут”. Спит тут же, в кочегарке, на угле. Иногда к нему с Большой земли приезжают люди за советом, за помощью — кому за мужа помолиться, кому ребеночка-калеку на ноги поставить, кому отпущение грехов за аборт получить. Отец Анатолий всем помогает, но себя не выпячивает, мзду за помощь не берет, а только молится, чтоб Бог ему его грехи простил — предательство и убийство, и мучается от того, за что дана ему такая милость — дар Божий людей исцелять. С Богом он разговаривает не в храме, который сам же и топит, а на острове, рядом — где ничего, кроме камней да лишайника, и нет.

Настоятель в монастыре — отец Филарет (Виктор Сухоруков, его сам Мамонов Лунгину привел) — верует иначе: с пуховым одеялом да мягкими сапогами. И отец Анатолий, чтобы душу его спасти, разыгрывает целую сцену, показывая всю суетность убогой, теплой веры отца Филарета, пасующей перед верой истинной.

— У нас вышел такой треугольник. Три разные веры в Бога. Отец Иов — его играет Дюжев — офицер, который пришел в монастырь делать карьеру, для него вера — тяжелая работа. Отец Анатолий, страдающий всю жизнь от своего греха и ведущий покаянную жизнь. И легкая, детская, светлая вера у отца Филарета — Сухорукова. Когда они встали на свои места, я почувствовал, что фильм получается, — говорит про своих героев режиссер. — А Петя входил-входил в роль и в какой-то момент слился со своим героем.

И это абсолютно так. Отца Анатолия Мамонов сыграл и нутром, и пластикой, и голосом — всем собой. Потрясающая сцена — изгнание дьявола из молодой женщины, потерявшей мужа и от горя сошедшей с ума. В этой роли — Виктория Исакова, из которой до сих пор никому не удавалось извлечь ничего подобного. Другие пользовались ее внешней красотой, Лунгин вытащил суть и показал, какой она может быть хорошей актрисой в руках хорошего режиссера. Дуэт Исаковой с Мамоновым — кульминация картины, взрыв и трепет.

Снимали картину на острове Кемь, откуда уходят корабли на Соловецкие острова, прошлой осенью, в самое промозглое ее время. Очень долго искали нужное место — были на Валааме, на Селигере, на Ладожском озере. И нашли абсолютно то: и затонувшую баржу, и на маленьком островке котельную — каменный домик без окон, стоявший там, вероятно, еще с лагерных времен. Оператор Андрей Жегалов увидел все это и сказал: “Здесь!” Операторская работа в “Острове” тоже задает невероятно высокую планку и абсолютно гармонична происходящему на экране. Пожалуй, из лучших за этот год.

Храм и кельи монахов строили из старых бревен, привозя их с материка, поэтому все в картине живое, никакой бутафории, что чувствуется с первого кадра. Сценарий написал ученик Юрия Арабова Дмитрий Соболев — им он защищался во ВГИКе, — и в руки Лунгина попал случайно. Или закономерно?..


Р.S. Как увидеть фильм Лунгина “Остров” и попасть на наш фестиваль, см. рядом на этой же странице “МК” — в предисловии к афише одной из программ “Московской премьеры”. Все подробности также: www.mk.ru


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру