В двух словах от смерти

Ошибка пилота могла привести к катастрофе над Москвой

Буквально секунды решали в среду утром судьбу двух пассажирских самолетов в подмосковном небе. Воздушные суда, казалось, должны были неминуемо столкнуться над аэропортом “Внуково”. Люксембургский “Lear Jet-35”, направлявшийся в Париж, взлетел и без команды диспетчеров начал набор высоты. На запросы с земли экипаж не отвечал. Недалеко в этом же районе находился латвийский “Falcon-50”, следующий рейсом Рига—“Шереметьево”. Курсы могли пересечься.

О том, как удалось избежать катастрофы, “МК” рассказал глава Росаэронавигации Александр НЕРАДЬКО.

— О так называемых инцидентах, то есть событиях, которые могли бы привести к авиапроисшествию, обычно никто не узнает. Просто экипажи и диспетчеры и другие авиаработники не афишируют своих побед. А ведь в среднем по России за год происходит более 1000 подобных инцидентов, примерно 70% которых связаны с отказами и неисправностью авиатехники. Из них не более пяти становятся летными происшествиями.

— В этот раз инцидент был очень серьезным. Кто предотвратил трагедию?

— Авиадиспетчеры. В данном случае экипаж “Lear Jet-35” совершил ошибку. Когда самолет взлетает и экипаж выполняет технологические операции (уборку закрылков, шасси и т.д.), один из летчиков обязательно должен вести радиосвязь с авиадиспетчером. Сначала с диспетчером руления, потом с диспетчером старта, круга, затем с диспетчером, который работает по сектору на трассе… И каждый из них связывается на своей радиочастоте.

Но тут экипаж, видимо, забыл переключиться на другую частоту. Очередной диспетчер стал вызывать его, видя, что он выполняет маневр, который не согласован со службой управления воздушным движением, но экипаж молчал. Во “Внуково” не растерялись, оперативно выяснили причину молчания и попытались вызвать люксембургский экипаж на частоте диспетчера старта. На ней он ответил. “Фалькон” перевели на частоту диспетчера круга и, работая с ним дальше, смогли увести от опасного сближения с латвийским самолетом, который находился в этой же зоне.

— И часто приходится так разводить самолеты?

— Случается. Но московская зона — самая сложная для управления воздушным движением, поэтому здесь создан центр автоматизированного управления воздушным движением. Он управляет самолетами, начиная с высоты круга (порядка 400 метров. — Авт.), во всех аэропортах Москвы и во всем центральном регионе на площади более 1 млн. кв. км. Под управлением московских авиадиспетчеров фактически находится и вся европейская часть России, поэтому здесь работают очень серьезно подготовленные специалисты. Внуковские диспетчеры как раз входят в МЦАУВД. И я с удовольствием распорядился подготовить приказ о поощрении Виктора Александровича Щипонникова и Михаила Анатольевича Материй — специалистов, предотвративших столкновение. Они получат денежные премии.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру