Скелетон со шлангом

В России нашлось еще 70 чудес техники

тестовый баннер под заглавное изображение

Оказывается, даже самое простое “орудие труда” почтальона может стать ценнейшим музейным экспонатом. Это подтвердили специалисты, собравшиеся на заседание очередного экспертного совета в Политехническом музее. Их решением печать-штамп почтового отделения связи Кесова Гора в Тверской губернии, изготовленная в 1885 году и чудом сохранившаяся до наших дней, получила статус памятника науки и техники 1-го ранга. Кроме этой незамысловатой штуковины такой же “титул” присвоили еще 69 раритетам.


Диву даешься, какие удивительные экземпляры технических устройств, созданных за прошедшие века, хранятся в российских музеях!

ГИМ представил к “званию” памятника изготовленный в 1754 году гравером и картографом Натаниэлем Хиллом “Новый земной глобус”. По сути — карманный сувенир: шарик диаметром 7 см с изображениями материков, морей, островов упрятан в круглый футляр из кожи акулы, украшенный изнутри картой звездного неба. В XVIII веке у просвещенной публики считалось модным постоянно носить подобные мини-глобусы с собой. Сейчас в мире сохранилось всего 7 таких экземпляров.

Реликвию совсем иного рода представили работники Музея военно-воздушных сил. Сокращенно — СУК, а расшифровывается как солнечный указатель курса. В середине 1930-х институт в Ленинграде создал новый аэронавигационный прибор. Опытные образцы были установлены на самолетах советских асов Чкалова и Громова при подготовке к их уникальным сверхдальним перелетам.

Название еще одного технического раритета, хранящегося ныне в Политехническом музее, с ходу и не поймешь: экзоскелетон полный активный с блоком управления. А это, оказывается, “самоходный” протез для человека с ампутированными ногами. Еще в 1973 году югославский ученый Вукобратович разработал шагающий механизм (который, правда, был не автономным: протез приводился в движение сжатым воздухом, подаваемым по шлангу от компрессора). Испытания проходили у нас в ЦИТО, и тот экспериментальный образец сохранился лишь частично — не уцелели система крепежа к телу и наружный “кожный покров”, обтягивавший “скелетон”, придавая ему форму человеческих ног.

Среди представленных на экспертном совете музейных редкостей оказались и мемориальные. К примеру, рыцарские доспехи, изготовленные 32 умельцами-оружейниками из Златоуста под руководством знаменитого мастера Бушуева в качестве подарка в 1834 году для сына царя Николая I — будущего императора Александра II.

Обсуждали еще одну техническую реликвию, связанную с именем Николая I, — стрелочный телеграфный аппарат. Он был разработан в 1847 году знаменитым ученым Якоби. Один экземпляр стоял в кабинете у императора, а другой — у главноуправляющего путями сообщения графа Клейнмихеля. Вот так, по новомодному телеграфу, царь мог общаться со своим министром.

Самый “молодой” из всех утвержденных экспертами памятников — бортовой вычислительный комплекс “Аргон-16”, изготовленный московским заводом в 1993 году. Такие комплексы 20 лет успешно использовались при полетах в космос наших “Союзов”, “Прогрессов”, орбитальных станций “Салют” и “Мир”.

Экспонат с самым большим трудовым стажем — плоскопечатная стоп-цилиндровая машина “Аугсбург”. Ее изготовили в Германии еще в 1904 году, а использовали в типографии вплоть до 2001-го, когда отдали в Политех. Других экземпляров таких машин в мире не сохранилось.

А вот самый ценный, с точки зрения музейщиков, претендент на звание памятника науки и техники — судя по рейтинговым баллам, выставленным экспертами, — 15-дюймовый телескоп-астрограф, который был изготовлен в Гамбурге в 1900 году по индивидуальному заказу для профессора Цераского — основоположника астрофотометрии в России.

Нынешнее заседание экспертного совета стало юбилейным — пятнадцатым. За это время звание памятников науки и техники получили около 800 уникальных приборов, машин, макетов, хранящихся в коллекциях многих музеев России. Но работы у совета еще непочатый край. По самым скромным прикидкам, счет технических реликвий, сохранившихся в нашей стране и достойных такого охранного статуса, идет на тысячи. Следующую группу “номинантов” в Политехническом музее рассмотрят на следующем совете только через год: нужно время, чтобы провести предварительную экспертизу и подготовить все необходимые документы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру