Скандал международного масштаба вызвало решение ОБСЕ отказаться от наблюдения за нашими думскими выборами. Москва видит причину во “внутренней неразберихе”в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Запад говорит о росте “политической закрытости” в России.
За комментариями “МК” обратился к официальной представительнице ОБСЕ Урдур ГУННАРСДОТТИР:
— Мы приняли это решение из-за задержки выдачи российских виз. Мы пытались решить эту проблему и даже отправили представителей ОБСЕ в Москву, чтобы разобраться в ситуации. Но это не принесло никаких результатов.
— Может, ОБСЕ поздно попросила визы?
— Мы подали документы 2 ноября, с учетом того, что приглашение от ЦИК было получено слишком поздно. 9 ноября нам позвонили из российского посольства и сказали, что прежде чем получить визы, необходимо иметь на руках аккредитации на участие в мониторинге выборов. Когда нам наконец выдали этот документ, мы сразу же приложили его ко всем остальным бумагам. Но процесс выдачи виз так и не сдвинулся с мертвой точки.
— Сообщалось, что несколько наблюдателей все же получили визы. Почему не отправляете хотя бы их?
— Трое наших представителей, которые собирались поехать в Москву раньше других, подали документы на получение виз заблаговременно. В пятницу, когда визы уже должны были быть готовы, они пришли в российское посольство — но визы в паспортах так и не были проставлены. В этот же день российские власти с удивлением спросили нас, “почему эти представители ОБСЕ так и не приехали в Москву...” Не знаю, что им на это ответить. Обычно мы получаем визы на второй же день после обращения...
— ОБСЕ еще может отправить миссию в Москву, если решится визовый вопрос?
— Нет, решение окончательное. Это не пустая угроза.
— А зачем России препятствовать наблюдателям в получении виз?
— Я не хотела бы вдаваться в предположения по этому поводу. Раньше с подобными трудностями мы сталкивались только в 1999 году в Албании...
— Смогут ли наши наблюдатели присутствовать на выборах в Западной Европе после этого скандала?
— ОБСЕ ни в коем случае не перенесет эту ситуацию на отношения к наблюдателям из России. Мы их всегда ждем.