Куда ни кинь — всюду скин

Мосгордума собирается отвлечь молодежь от экстремизма

Рост экстремизма среди молодежи пугает — он стал массовым явлением. По данным социологов, экстремистские идеи близки каждому шестому молодому россиянину. На “круглом столе” в Мосгордуме специалисты в разных областях больше двух часов думали да гадали, как бороться с этим явлением. В итоге решили: надо отвлекать молодежь любыми доступными способами.

По данным доклада Московского бюро по правам человека, в России действует 141 молодежная группировка экстремистского толка. Занято в них около полумиллиона юношей и девушек. Не секрет, что большинство молодых экстремистов действуют в Москве и Санкт-Петербурге. Среди наиболее известных националистических организаций выделяют движение “Русское национальное единство”, незарегистрированную Народную национальную партию и запрещенных судом национал-большевиков. А особой дерзостью и жестокостью отличаются профашистские организации “Кровь и честь” и “Объединенные бригады-88”.

Не так давно появилось некое Движение против нелегальной иммиграции, которое собирает под своим крылом радикально настроенную молодежь. Авторы доклада уверяют, что подобные организации вырастают из футбольных фан-клубов или действуют вместе с ними. Например, “Кидс”, Суппорте”, “Бело-голубые динамиты” вроде как участвовали в совместных акциях с бритоголовыми. Можно говорить и о причастности радикалов к группировкам музыкальных фанатов (идеями скин-культуры, по данным бюро по правам человека, грешит “Корпорация тяжелого рока” во главе с Сергеем Троицким по кличке Паук). При этом различные скин-группировки в последнее время стараются держаться вместе и объединяются для показательных “выходов в свет”.

Каков портрет типичного экстремиста? Увы, наиболее подвержены радикальным настроениям подростки 15—17 лет (они отличаются наибольшей криминальной активностью), в целом же возрастные рамки экстремистов простираются от 13 до 30 лет. Уровень доходов для них не имеет никакого значения, зато все скины дружат с техникой и Интернетом. Чаще экстремисты вырастают в семьях с родителями-алкоголиками и низким уровнем культуры. Год от года они становятся все более агрессивными, организованными и политизированными.

Рост молодежного экстремизма подтверждают цифрами и представители ГУВД. Так, в этом году совершено уже 33 экстремистских преступления (в прошлом — 13), из которых раскрыто пока 20. И если раньше в этой статистике преобладали убийства на национальной почве, то теперь появились преступления, связанные с распространением фашистской литературы или вовлечением молодежи в группировки. В этом году ликвидирована деятельность двух организаций — “Черной сотни” и “Славянского союза” (его “верхушка” уже привлечена к уголовной ответственности). Экстремисты активно используют молодежь перед выборами. К примеру, движение “Авангард Красной молодежи” раскачивает ситуацию с точечной застройкой в Москве, а НБП использует молодежь как пушечное мясо, преследуя свои политические цели.

— Очень опасно, что национал-экстремизм подпитывается прежде всего за счет молодежи и ее энергии. И мы считаем, что коренная причина экстремизма — в общей социальной ситуации. Энергия молодежи просто не находит применения, — говорит депутат Мосгордумы, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко.

По его мнению, еще одна причина появления экстремизма — в развале сформировавшейся в советские годы системы образования (особенно профессионально-технического).

— Экстремистами не рождаются, а становятся, — считает депутат МГД Ирина Великанова. — Это первое поколение молодых, выросшее в постсоветском пространстве. Распад СССР, чеченская война, события на Северном Кавказе тоже сыграли свою роль. К тому же молодые склонны к повышенной эмоциональной возбудимости, максимализму, нигилизму.

— Скинхеды — дети родителей, которые прожили 80 лет в атмосфере безбожия и бездуховности, — считает ректор Российской академии адвокатуры Гасан Мирзоев.

Росту экстремизма способствует и некая завиральная теория “чистоты славянской нации”, которую активно “втирают” молодым. По данным социологов “Левада-центра”, экстремистские настроения в обществе разделяют не более 4—6% людей, а среди молодежи — около 15% (это пиковый уровень, достигнутый за все время исследований с 1988 года). Социологи считают, что дело тут не только в переходном возрасте, но и в том, что молодежь не приемлет фальшь, идущую с официальных верхов, поэтому и поддерживает другие взгляды, которые считает искренними.

Винят в росте экстремизма и средства массовой информации, нередко преподносящие молодежи культ насилия как нечто позитивное. Недавно депутаты МГД предложили коллегам из Госдумы внести поправку в закон о СМИ — запретить упоминать национальную принадлежность подозреваемых, обвиняемых, жертв. Пока Госдума поправку не рассматривала, но руководство столичного ГУВД уже запретило своим сотрудникам откровенничать на эту тему с журналистами.

— В Интернете полно сайтов экстремистского характера с видеоматериалами избиений жертв. Войдя на один из них, я прочитала такую фразу: “Сколько еще русских людей надо отдать на ужин кавказцам?” — после чего следовал призыв приобрести охотничье оружие и объединиться в отряды самообороны. Несмотря на наши просьбы закрыть этот сайт, он действует, — говорит Великанова.

— За этими группировками стоят финансовые институты и административный ресурс, — уверен помощник Президента РФ Асланбек Аслаханов. — Мы знаем многих лидеров фашистских организаций, однако всегда находятся адвокаты, использующие свой ресурс, чтобы перевести совершенные ими преступления в разряд бытовых правонарушений.

Что же делать? Собравшиеся эксперты внесли ряд предложений. Главное — за воспитание молодежи надо взяться по-взрослому. Чему должна поспособствовать городская программа “Молодежь Москвы”, главная идея которой — предоставить парням и девушкам равные стартовые возможности в области образования, здравоохранения, культуры. Ну и, конечно, молодежь надо увлекать другими идеями. Проводить фестивали, межвузовские “тусовки”, строить досуговые и спортивные центры. Не менее важно и разобраться с общежитиями, где вместо студентов живут незаконные мигранты, что в итоге приводит к межэтническим конфликтам.

Свои идеи на предмет укрепления “мира во всем мире” есть и у молодых. Не экстремистов, а членов Молодежной палаты при Мосгордуме. “Палаточник” Дмитрий Бирюков считает, что вспоминать с пиететом времена СССР не стоит — и в советские годы были депортации народов, расказачивание и стравливание различных наций. Так что заложенная в то время мина замедленного действия сработала сейчас. По мнению Бирюкова, работать надо в двух направлениях. Во-первых, учить москвичей культуре и обычаям народов, живущих с ними по соседству. Во-вторых, самих приезжих нужно тоже учить жизни в сообществе москвичей и особенностям русского быта, “чтобы они не чувствовали себя черной овцой в белом стаде”. Поэтому члены Молодежной палаты предлагают ввести в школьный курс факультативы “Культура народов России”, “Культура народов мира”.

Ну а государство должно активнее демонстрировать свое открытое неприятие экстремизма и ужесточить карательные меры. Кроме того, участники “круглого стола” поддержали недавнее предложение столичного мэра возродить в стране министерство по делам национальностей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру