Такое бывает только там, где друг другу верят. На церемонию вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы “Белый слон” в Дом кино пришли все. Статуэтки звездам вручали только звезды, в парном исполнении — артист и кинокритик... И вот ведущий вечера журналист Дмитрий Быков срывается с места, чтобы держать микрофон перед актером Сергеем Пускепалисом, победившим в номинации “Лучшая мужская роль” за фильм “Простые вещи”. И оба получают удовольствие. Критик — от радости за то, что наградили именно того, кто восхитил его. Артист — что известный критик так оценил его работу. И это залог честности: оценка друг друга за работу. Тем более сейчас, когда премию перестали поддерживать богатые продюсеры и “Слон” перешел на финансирование Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Итоги года радикальны, но аргументированы. Самое мощное гражданское и художественное высказывание 2007-го — “Груз 200” Алексея Балабанова — назвали лучшим фильмом. Режиссер был в Ярославле на выборе натуры для фильма “Морфий” по сценарию Сергея Бодрова-младшего, и на сцену вышел продюсер Сергей Сельянов. Таким образом, можно сказать, что справедливость в отношении “Груза 200” восстановлена: картину оценили по профессиональным критериям, а не потому, что “внука я на нее не поведу”.
В общем, чувствовалась взвешенное, в отличие от захлебнувшегося в эмоциях “Кинотавра”, отношение к выбору. За лучший сценарий и лучший дебют “Слонов” получил Александр Миндадзе — за “Отрыв”. За режиссуру — Кира Муратова (“Два в одном”). Кира Георгиевна снимает в Одессе картину “Мелодия для шарманки” про детей-сирот и попросила получить — если что — награду Ренату Литвинову. Рената пришла к назначенному времени, предупредив, что может вырваться только на 30 минут — дочка дома одна. Промаявшись час в ожидании, испереживалась и, извинившись, ушла.
В том, что лучшая женская роль достанется Галине Вишневской за “Александру” Сокурова, не сомневался никто. Поскольку это не только роль, это — поступок. И ответила на вручение оперная прима по-королевски: “Выражаю благодарность за великую честь, что вы мне оказали”. Между прочим, “Золотой орел”, который в эту пятницу пройдет на “Мосфильме” под крылом Никиты Михалкова, Галину Павловну с высоты своего полета просто не заметил — ее нет среди номинантов. Как выпали из “орлиных” списков и “Изгнание” любимца Канн и Венеции Андрея Звягинцева (два “Слона” — за лучшую музыку и операторскую работу), и “Отрыв”, и “Два в одном”. Вот раньше говорили, что “нет у нас других кинематографистов”. Теперь напрашивается вывод: “есть у нас другое кино”, которое Академия кинематографических искусств и наук России в упор не видит — в отличие от международных фестивалей и всей кинопрессы, а также замечательных артистов, пришедших на “Белого слона” поздравить с его присуждением коллег.
Сергей Гармаш вручал приз Павлу Костомарову за документальную ленту “Мать”, Виктор Сухоруков делился со сцены секретом своей молодости: “Надо больше радоваться и аплодировать”. Алена Бабенко спела самую известную песню Эдит Пиаф и оделась под нее. Виктория Толстоганова, Анна Михалкова, Вера Глаголева, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Алла Демидова, Леонид Броневой — все они были на премии критиков: кто вручал, кто получал.
Елена Ардабацкая
ПОСЛЕ ЦЕРЕМОНИИ: ПОБЕДИТЕЛИ — “МК”