“Груз 200” — главный фильм

Вручена самая честная кинопремия

Такое бывает только там, где друг другу верят. На церемонию вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы “Белый слон” в Дом кино пришли все. Статуэтки звездам вручали только звезды, в парном исполнении — артист и кинокритик... И вот ведущий вечера журналист Дмитрий Быков срывается с места, чтобы держать микрофон перед актером Сергеем Пускепалисом, победившим в номинации “Лучшая мужская роль” за фильм “Простые вещи”. И оба получают удовольствие. Критик — от радости за то, что наградили именно того, кто восхитил его. Артист — что  известный критик так оценил его работу. И это залог честности: оценка друг друга за работу. Тем более сейчас, когда премию перестали поддерживать богатые продюсеры и “Слон” перешел на финансирование Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Итоги года радикальны, но аргументированы. Самое мощное гражданское и художественное высказывание 2007-го — “Груз 200” Алексея Балабанова — назвали лучшим фильмом. Режиссер был в Ярославле на выборе натуры для фильма “Морфий” по сценарию Сергея Бодрова-младшего, и на сцену вышел продюсер Сергей Сельянов. Таким образом, можно сказать, что справедливость в отношении “Груза 200” восстановлена: картину оценили по профессиональным критериям, а не потому, что “внука я на нее не поведу”.

В общем, чувствовалась взвешенное, в отличие от захлебнувшегося в эмоциях “Кинотавра”, отношение к выбору. За лучший сценарий и лучший дебют “Слонов” получил Александр Миндадзе — за “Отрыв”. За режиссуру — Кира Муратова (“Два в одном”). Кира Георгиевна снимает в Одессе картину “Мелодия для шарманки” про детей-сирот и попросила получить — если что — награду Ренату Литвинову. Рената пришла к назначенному времени, предупредив, что может вырваться только на 30 минут — дочка дома одна. Промаявшись час в ожидании, испереживалась и, извинившись, ушла.

В том, что лучшая женская роль достанется Галине Вишневской за “Александру” Сокурова, не сомневался никто. Поскольку это не только роль, это — поступок. И ответила на вручение оперная прима по-королевски: “Выражаю благодарность за великую честь, что вы мне оказали”. Между прочим, “Золотой орел”, который в эту пятницу пройдет на “Мосфильме” под крылом Никиты Михалкова, Галину Павловну с высоты своего полета просто не заметил — ее нет среди номинантов. Как выпали из “орлиных” списков и “Изгнание” любимца Канн и Венеции Андрея Звягинцева (два “Слона” — за лучшую музыку и операторскую работу), и “Отрыв”, и “Два в одном”. Вот раньше говорили, что “нет у нас других кинематографистов”. Теперь напрашивается вывод: “есть у нас другое кино”, которое Академия кинематографических искусств и наук России в упор не видит — в отличие от международных фестивалей и всей кинопрессы, а также замечательных артистов, пришедших на “Белого слона” поздравить с его присуждением коллег.

Сергей Гармаш вручал приз Павлу Костомарову за документальную ленту “Мать”, Виктор Сухоруков делился со сцены секретом своей молодости: “Надо больше радоваться и аплодировать”. Алена Бабенко спела самую известную песню Эдит Пиаф и оделась под нее. Виктория Толстоганова, Анна Михалкова, Вера Глаголева, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Алла Демидова, Леонид Броневой — все они были на премии критиков: кто вручал, кто получал.

Елена Ардабацкая

ПОСЛЕ ЦЕРЕМОНИИ: ПОБЕДИТЕЛИ — “МК”


Леонид БРОНЕВОЙ, лучшая мужская роль второго плана (“Простые вещи”):

— Я критиков в общей массе не очень люблю. Есть среди них и люди, которых я уважаю и к мнению которых прислушиваюсь. Но таких — настоящих профессионалов, которые глубоко разбираются в театре и кино, — осталось очень мало. Впрочем, допускаю, что и критики меня не очень любят. Поэтому у меня главная эмоция при получении этой премии — удивление. Я искренне считаю, что приз за лучшую роль второго плана надо было дать не мне, а Александру Гавриловичу Абдулову за фильм “Артистка”. Мне сказали, что в данном случае выбор был сделан в пользу живых. Так вот и надо было его при жизни награждать. Вообще у меня с кино в последнее время не складывается.

Предложений новых нет. И я понимаю: это потому, что я из-за своей привередливости много лет отказывался от ролей. Не поработал с Олегом Борисовым и Евгенией Симоновой в фильме Cемена Арановича “Рафферти”, отказал Станиславу Говорухину, и в “Десяти негритятах” вместо меня сыграл Ромашин. Трудно угадать, читая сценарий, каким получится фильм. С другой стороны, и замечательный актер Ванин в свое время не разглядел будущего шедевра в фильме братьев Васильевых и отказался от роли Чапаева. В результате зажглась звезда Бабочкина. Такие примеры немного утешают. Мне тут передали восхищение моей работой от Сокурова. “Чего же тогда он меня в свои фильмы сниматься не зовет?” — спрашиваю. Отвечают: “Так вы же все равно от всех кинопредложений отказываетесь”. Такая вот у меня теперь слава придирчивого актера…

Александр МИНДАДЗЕ, лучший сценарий, лучший дебют (“Отрыв”):

— Не может быть других впечатлений, кроме приятных. Если сценарные премии я в жизни получал, то за режиссерский дебют — нет. Это очень ценно в моем недебютантском возрасте. Значит, откликнулись и воздали самому молодому дебютанту, которого только могли найти.

Зоя КАЙДАНОВСКАЯ, лучшая женская роль второго плана (“Ничего личного”, реж. Лариса Садилова):

— Для меня эта премия стала вдвойне неожиданной: ведь я думала, что буду бороться за статуэтку в номинации “Лучшая женская роль”, а не “Лучшая женская роль второго плана”. Но я ни на кого не в обиде. Наоборот, должна сказать спасибо нашим критикам за то, что они определили меня именно в эту номинацию. Ведь в соревновании с Галиной Павловной Вишневской у меня просто не было бы шансов.

Ярослав Щедров, Никита Карцев

Фотографии с церемонии смотрите здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру