Увольная борьба

Олег Нетеребский: Просят уйти по собственному желанию — не верьте!

Массовые увольнения — новое пугало для россиян. Для некоторых не напрасное. Но многие забывают, что просто так вышвырнуть работника на улицу нельзя. Кризис не может оправдывать нарушения Трудового кодекса, уверен Олег Нетеребский, председатель комиссии Общественной палаты РФ по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению. В беседе с “МК” он рассказал о том, как работник может отстоять свои права.


— Олег Викторович, стоит ли ждать массовых сокращений в условиях кризиса?

— У нынешней ситуации существует две оценки. Одна предельно успокаивающая, вторая, напротив, паническая. Истина, как водится, лежит посередине. Да, сокращений стоит ждать в финансовом секторе, что не страшно, в торговле, что тоже не критично, и в строительстве, что будет иметь негативные последствия для реальной экономики.

Уменьшение числа “белых воротничков” — объективный процесс, заработная плата в финансовом секторе была неоправданно завышена. Понятно, что людям жалко терять доход в 70—80 тыс. руб. Но ничего не поделаешь.

— Что говорит закон о массовых сокращениях?

— Трудовой кодекс требует предупредить работника об увольнении в связи с сокращением численности не менее чем за два месяца, а в случае массового сокращения уведомить профсоюзную организацию за три месяца и вместе с ней разработать меры по минимизации негативных последствий для работников. Увольнение членов профсоюзов возможно только с учетом мнения профсоюзной организации. Сокращенному работнику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Это большие траты для работодателя, и экономия от такой оптимизации может оказаться сомнительной.
Кроме того, во многих отраслях по-прежнему есть дефицит квалифицированных кадров. И наниматель прекрасно знает, что, уволив ценного сотрудника, обратно его он уже не получит. Безработного специалиста непременно “подберет” другая организация.

— Поэтому работникам не стоит бояться за свое будущее?

— Все же стоит. Главный риск — это перевод сотрудников “депрессивного” предприятия на неполный рабочий день, что влечет за собой сокращение, а то и полную “заморозку” зарплаты. Обидно, что бизнес не откровенен, говоря, что идет на такие меры ради экономии. Поэтому работники должны требовать информации, все ли меры использовал наниматель, чтобы издержки поровну распределялись между всеми участниками рабочего процесса. К сожалению, бизнес в этой ситуации зачастую отмалчивается, ссылаясь на коммерческую тайну, но рано или поздно сотрудники все равно узнают правду, ведь скрывать от них состояние дел на предприятии сложно. Может выясниться, что прибыль уходит не на зарплату работникам, а на покупку непрофильных активов, и, попросту говоря, “жирование”, например, на полеты руководства на личных самолетах. Так что работники должны требовать, чтобы наниматель открыто рассказал за столом переговоров, на чем и как он собирается экономить.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация дальше?

— Сложно делать долгосрочные прогнозы. На данный момент массовых сокращений не будет. На мой взгляд, ситуация приобретет черты критической в феврале, когда прекратятся выплаты сокращенным сейчас людям.

— Какие меры надо принять, чтобы не допустить социальной катастрофы?

— Например, в промышленном секторе ситуация зависит от сбыта. В основном наши успешные предприятия работают на экспорт, который однозначно будет сокращаться. Нужно стимулировать спрос внутри страны. Кроме того, в стране обязательно должен быть своеобразный резерв рабочих мест, куда могли бы пойти сокращенные. В этой ситуации недопустимо увеличивать квоты на трудовых мигрантов, как это планируется сделать со следующего года.

Дурака уволить просто

— Согласитесь, что статистика сокращений во многом не отражает реального положения вещей. Часто работодатель заставляет работника писать заявление об увольнении по собственному желанию.

— Позвольте немного эмоций: если сотрудник полный осел, то с ослом только так и надо поступать! Есть даже примеры, когда при трудоустройстве люди писали сразу два заявления — о приеме и о увольнении. То есть люди были согласны оказаться на улице в любой момент. Ну что тут еще можно сказать?

К сожалению, каждый считает себя умным и подкованным по всем вопросам. Но истина в том, что работник никогда не сможет отстаивать свои права перед работодателем наравне с ним. У нанимателя больше ресурсов, в первую очередь материальных. Организация может себе позволить долго платить хорошему юристу в отличие от обиженного работника. В этой ситуации на защиту и должен вставать профсоюз как организация, которая по мощности равноценна работодателю.

— Как же поступить, если начальство угрожает уволить “по-плохому”, если работник не уйдет “по-хорошему”?

— Даже если сотрудника вынуждают написать заявление об увольнении по собственному желанию, не стоит на это идти. У нас были подобные выигранные дела в судах. Если работник в такой ситуации подает иск, то его, как правило, восстанавливают на прежнем месте работы. Другой вопрос, с каким моральным настроем он будет трудиться там дальше? Ведь не добившийся своего начальник постарается создать такую обстановку, что человек уйдет сам. Впрочем, там, где профсоюзы занимают сильную позицию, такого сотрудника в обиду не дают. Хотя в Великобритании, например, решение суда в такой ситуации разумнее: несправедливо уволенному работнику платится денежная компенсация.

— Стоит ли работнику опасаться, что начальство будет придираться к его огрехам, чтобы уволить его на законных основаниях?

— Этого опасаться надо всегда. Другое дело, что при заключении трудового договора обязанность соблюдать его появляется не только у работодателя, но и у работника. Поэтому стоит еще раз перечитать договор и трудиться добросовестно.

— В связи с угрозой сокращений ждете ли вы резкого притока новых членов в профсоюзы?

— В 1998 году в профсоюзы был приток из организаций малого бизнеса. Сейчас такого притока новых членов нет, но граждане стали более активно обращаться к профсоюзным юристам по поводу трудовых прав. Порядка 40%, состоящих в профсоюзах, относительно молоды — 35—40 лет. Причем 12 лет назад, согласно опросам, 79% людей привлекали в профсоюзном движении путевки в санатории, лагеря и прочие приятные вещи. А такой же опрос 2 года назад показал, что 89% членов ищут у профсоюзов помощи в соблюдении трудовых прав.

Забастовка вне закона

— На ближайшем пленарном заседании в Общественной палате ваша комиссия представит проекты трудовых законов, которые затем попадут в Госдуму. Что это за инициативы?

— Во-первых, по нынешнему законодательству трудовой коллектив практически не может провести забастовку с соблюдением всех законов. Впрочем, забастовка — это не самоцель, а способ борьбы за свои права. Так, перед забастовкой работники и работодатель должны утвердить обязательный минимум выполняемых работ, чтобы, например, не разморозить систему отопления. Естественно, что работодатель заинтересован, чтобы этот список был побольше, работники — чтобы поменьше. Региональные власти, которым дано право решения в случае отсутствия договоренности, могут затянуть с рассмотрением этого вопроса. А без этого забастовка признается незаконной! Мы предлагаем упростить процедуру и обязать местные власти быть в таких ситуациях оперативными.

Еще мы предлагаем вернуть профсоюзам право представлять в суде неопределенный круг лиц. Ведь сейчас член профсоюза должен лично обращаться в суд либо оформлять доверенность. Отстаивать права группы работников или всего коллектива без доверенности от каждого работника профсоюз не может. Еще одна важная инициатива — введение обязательного трудового арбитража, где будут рассматриваться коллективные трудовые споры. Пока трудовой арбитраж есть только в Москве, там работают хорошие специалисты, и работа его очень эффективна. Из почти восьмисот трудовых споров, прошедших через него, лишь только в нескольких десятках случаев проблему не удалось решить “мирным путем”.

ПРОВОДИТСЯ ЛИ В ВАШЕЙ КОМПАНИИ СОКРАЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ?

  

 Вариант ответа   

 середина октября 2008 года

 конец октября 2008 года

 нет, не проводится и не планируется

 72%

  58%

 да, проводится   

 10%

 19%

 нет, не проводится, но планируется

 10%

 13%

 затрудняюсь ответить

 8%

 10%

По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru, опрошено 3000 представителей российских компаний.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру