Кто во ВТО горазд

По вопросу вступления во Всемирную торговую организацию российские чиновники прямо противоречат друг другу

Громадный океанский лайнер, который радикально меняет курс каждые пять минут и в результате дрейфует на месте, стала напоминать наша власть. Западные политики еще не отошли от известия, что Россия намерена вступать во Всемирную торговую организацию не самостоятельно, а только в рамках таможенного союза ЕврАзЭС. А помощник президента Аркадий Дворкович уже “работает на опережение”: по его словам, Москва может вновь передумать и пойти-таки в ВТО как отдельное государство.

Ни для кого в российской элите не секрет, что Барак Обама планировал приехать в Москву не “с пустыми руками”, а с весомым “подарочком” для радушных хозяев. Ожидалось, что президент США объявит в Первопрестольной, что членство ВТО у России почти что в кармане. Но за несколько недель до визита Обаму обломали. Российское правительство объявило, что интеграция с Казахстаном и Белоруссией для него важнее, чем скорое вступление в мировой торговый блок. И присоединяться к ВТО мы будем только все вместе — как таможенный союз ЕврАзЭС.  

В переводе с бюрократического языка на общепонятный это означало наш фактический отказ от ВТО. На переговорах Минска со Всемирной торговой организацией еще и конь не валялся: на утряску всех вопросов потребуются еще долгие годы. Кроме того, случая, когда кто-нибудь вступал бы в ВТО одним большим таможенным союзом, еще не было. По мысли западных чиновников, это равнозначно походу под венец втроем.  

Не успели западники разгадать нашу первую загадку, как мы тут же подкинули им вторую. Помощник президента по экономике Аркадий Дворкович заявил в Аквиле, что вариант с нашим самостоятельным вступлением в ВТО с повестки дня все же не снят. Москва в принципе готова на это пойти, если Белоруссию и Казахстан примут во всемирную торговую лигу одновременно с Россией.  

Когда юная красотка по три раза на дню меняет мнение, за кого ей следует выходить замуж, это понятно. Но когда примерно то же самое делает Российское государство, это вызывает изумление. Вступать или не вступать в ВТО, и если вступать, то когда — не из тех вопросов, которые можно решать с бухты-барахты. От проблемы ВТО зависит, по какому именно пути пойдет российская экономика. Или мы продолжаем и дальше защищать своих товаропроизводителей. Или мы еще глубже интегрируемся в глобальную экономику и надеемся, что наши предприятия выдержат иностранную конкуренцию.  

Заявление Дворковича прежде всего нелогично. “Мы должны найти вариант, при котором вступление в ВТО не замедлится, не растянется на годы”, — сказал помимо всего прочего помощник президента. Но если мы по-прежнему будем ждать Белоруссию, как настаивает Дворкович, это невозможно.  

Но соль даже не в этом. Решения подобного масштаба принято тщательно просчитывать. Создается впечатление, что в случае с ВТО этого сделано не было. Мы в очередной раз понадеялись на авось и в результате продемонстрировали всему миру свою несерьезность.  

Конечно, в ситуации есть и еще один немалозначимый нюанс. Инициатором вступления в ВТО только в рамках таможенного союза ЕврАзЭС был премьер Путин. А Дворкович работает в Кремле и часто критикует кабинет министров. Налицо разногласия по ключевым экономическим вопросам между правительством и Администрацией Президента. Разумеется, ничего крамольного в этом нет. Но подобные разногласия должны разрешаться до принятия принципиального решения, а не после.
Вступать или не вступать в ВТО — вопрос спорный. Но мы не можем менять свое решение по 12 раз в час. Так мы станем всеобщим посмешищем и точно никуда не приплывем.

P.S. Через несколько часов после Дворковича с тем же заявлением выступил президент Медведев: “Существуют два пути. Первый путь — вступление (в ВТО) Таможенного союза, что было бы красиво, но довольно проблематично. Можно вступать по-другому: согласовав общие стандарты и позиции внутри “тройки” Таможенного союза, вступать раздельно, что, на мой взгляд, является наиболее простым и более реалистичным”. “Мы в прошлом году договаривались с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, что форсированным образом создадим Таможенный союз, если к лету не вступим в ВТО” — так он объяснил возникшую несогласованность действий.  

До конца лета еще 50 дней.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру