То, что выборы городского головы в дагестанском Дербенте не будут легкой прогулкой, никто даже не сомневался. Но что в гостеприимном старинном городе будет твориться такое, дербентцы никак не ожидали. Многим людям попросту не дали голосовать, отбивая всякое желание автоматными очередями. Корреспондент “МК” три дня находился в самой гуще событий.
День накануне выборов, 10 октября, так называемый день тишины, в Дербенте был отнюдь не тихим. Как рассказали мне по приезду местные жители, за пару дней до голосования в город по чьей-то команде съехались со всего Дагестана бойцы. Молодые люди в спортивной одежде спокойно разгуливали по городу с автоматами наперевес. По мнению дербентцев, этих опасных товарищей созвали представители действующей власти, дабы запугать народ и всячески препятствовать волеизъявлению граждан. Ведь, как я поняла, судя по опросам, большинство жителей Дербента намеревались голосовать вовсе не за нынешнего мэра Феликса Казиахметова, ставленника президента республики Муху Алиева, а за его оппонента Имама Яралиева. Именно его большинство избирателей желало видеть в мэрском кресле. Несмотря на то, что Яралиева любыми способами пытались скомпрометировать в ходе предвыборной кампании. А президент Алиев чуть ли не объявил поддерживаемого народом кандидата своим врагом. И, как говорят местные, даже призывал не голосовать за Имама Яралиева. Выборы городского головы Дербента были для руководителя республики крайне важными, так как они должны были показать, контролирует ли Алиев ситуацию по Дагестану. Посему власти на несколько дней фактически превратили самый южный город России в настоящую горячую точку.
На подъезде к Дербентскому району и к самому городу организовали блокпосты. Милиция проверяла каждую въезжавшую машину. Было ощущение,что мы реально едем в зону боевых действий. По периметру на постах стояли ОМОНовцы в масках с нацеленными автоматами. Картинка, честно говоря, не для слабонервных. В предвыборном штабе Имама Яралиева нам рассказали, что к выборам в Дербент согнали несколько тысяч милиционеров. Зачем в городе такое количество людей в форме, власти не посчитали нужным объяснить. Ситуацию специально искусственно нагнетали. В субботу днем под раздачу попала съемочная группа Рен-ТВ. Когда ребята снимали для сюжета ситуацию в Дербенте, их атаковали приезжие бойцы в спортивной форме. В центре города парней отмутузили и пустили под ноги автоматную очередь. У оператора отобрали камеру и сумку, в которой находились документы, телефон и деньги. Напавшие тут же убежали. Городские жители полагали, что среди нападавших — охранники руководства морского порта. Весь день в разных частях Дербента люди слышали выстрелы. Народ решили запугать, чтобы на выборы просто не пришли. Но не тут-то было...
11 октября к восьми утра у всех участков образовались огромные толпы людей. В Дагестане день выборов — всегда праздник. Проголосовав утром, народ потом бурно празднует, с пенями и плясками. Однако в этот раз традиция была нарушена. У некоторых избирателей вообще отняли конституционное право на волеизъявление. Из 36 избирательных участков четырнадцать в Дербенте вообще не открылись. Еще на двух не собрался кворум членов комиссий. При этом глава территориального избиркома комментировал, что выборы проходят нормально... Кстати, помещение ТИКа в Дербенте находится прямо в здании горадминистрации. В общем, все под контролем...
К обеду тысячи возмущенных граждан стали собираться на улицах в стихийные митинги и требовать, чтобы им дали проголосовать. Ведь даже на открывшихся участках далеко не все смогли проголосовать. На некоторые сотрудники ОМОНа людей не пускали, самостоятельно собирая у дербентцев паспорта. В другие вход был исключительно по “пропускам” — бумажным биркам, на которых написаны имена. А на обратной стороне бирки — портрет Феликса Казиахметова. Что говорить о простых людях, если на участки не допускали наблюдателей и с трудом пропускали депутатов Госдумы РФ и Народного собрания республики Дагестан. Грубейшие нарушения законодательства сыпались, словно из рога изобилия. Власти почему-то замолчали тот факт, что были подозрения, о том, что за два дня до голосования вместе с бюллетенями был похищен председатель избирательной комиссии участка № 30 Мурад Мурадов. Вообще, факты похищения бюллетеней для голосования имели место на нескольких участках.
Настоящий цирк творился с досрочным голосованием. Из 60 тысяч избирателей досрочно проголосовало пять тысяч человек... Многовато, не правда ли? Причем голосование шло до 8 вечера 10 октября, что никак не идет в ногу с законом. К тому же заявления люди не писали от руки. Стандартные бланки заявлений отпечатали заранее. Людям оставалось лишь поставить свою подпись и в одной строчке написать причину.
В воскресенье ситуация в Дербенте накалялась с каждым часом. Дело шло к вооруженному конфликту. И без пролития крови в результате действительно не обошлось. Инцидент случился у городского отдела милиции, там находился один из участков. Съемочная группа пыталась отснять, с какими нарушениями идет избирательный процесс, но столкнулась с вооруженным сопротивлением. ОМОНовцы кинулись на операторов и стали стрелять. Молодой дербентский паренек Раджудин Ахмедов встал на защиту журналистов и прикрыл собой оператора. Правоохранители прострелили ему ногу. Притом они даже не озаботились тем, чтобы вызвать раненому “скорую”. Ахмедова затащили в здание горотдела и больше часа не оказывали никакой медицинской помощи. Только благодаря вмешательству депутатов Народного собрания к парню пропустили родственников и медиков. К счастью, ранение оказалось легким. Всем казалось, что после стрельбы сотрудников ОМОНа по местному жителю в Дербенте начнется реальный народный бунт. Надо сказать, все к этому шло. Событиями люди были сыты по горло. Только выступление кандидата Имама Яралиева перед людьми смогло охладить горячий кавказский пыл. Яралиев призвал своих сторонников не поддаваться на провокации и действовать только в рамках закона.
После закрытия участков кое-где в городе мы еще слышали отдельные выстрелы, но в целом было спокойно. А в понедельник дербентцы в поддержку Имама Яралиева вышли на митинг. В Лысом парке собралось около 7 тысяч человек. На митинге вспомнили нарушения в ходе выборов — и похищение председателя комиссии, и вброс бюллетеней на некоторых участках, и действия сотрудников МВД. И самое вопиющее нарушение — не работавшие участки! Народ призывал признать выборы недействительными, особенно услышав предварительные результаты — 70 процентов голосов за Феликса Казиахметова. На митинге была принята резолюция о том, что выборы фактически не состоялись. Похоже, избирателей наконец услышала власть — судебная. Городской суд Дербента вчера объявил о приостановлении решения о признании выборов мэра состоявшимися.
Дербент—Москва.