Несколько лет назад в городе эффективно работала собственная региональная система контроля за оборотом алкогольной продукции “Московское качество”, которая включала и собственные акцизные марки на спиртные напитки. Все были довольны: за время функционирования системы в столицу удалось не допустить 90 миллионов бутылок некачественного спиртного, а смертность от отравлений в Москве алкоголем тогда была в 17 раз ниже, чем в среднем по России. Но, как говорится, не одно доброе дело не остается безнаказанным…
В 2006 году московскую систему запретили — федеральные власти решили, что контроль должен быть тотальным. Для этого придумали Единую государственную информационную систему (ЕГАИС), призванную следить за оборотом спиртного.
С тех пор фактически единственным способом хоть как-то контролировать ситуацию на алкогольном рынке стало лицензирование розничной продажи спиртного. Из учета ЕГАИС полностью выпало оптовое звено, а как контролировать алкогольный рынок, минуя его, специалистам стало совсем непонятно. Сроки введения ЕГАИС в промышленную эксплуатацию переносились несколько раз: попытки ее внедрения уже вызвали несколько масштабных кризисов на алкогольном рынке, а программное обеспечение федеральной системы, предусматривающее обработку просто огромных объемов данных, до сих пор не готово. Кстати, против ЕГАИС изначально выступали отцы города, и до сих пор ее повсеместно так и не ввели. Мало того — недавно ее подверг резкой критике президент. Узнав об этом, столичные власти тут же обратились в Госдуму с законодательной инициативой, предполагающей возвращение регионам права самим “держать в руках” ситуацию на рынке алкогольной продукции, что включает возвращение института по контролю за качеством “зеленого змия”, а также восстановление системы региональной аккредитации оптовых организаций. Сейчас наверху готовятся новые федеральные акты в этой сфере, и пока они не будут окончательно приняты, никто толком не может сказать, каким образом будут контролировать в стране производство и осуществлять контроль спиртного.
Тем временем в 2007 году в городе разработали свою систему декларирования: специалисты придумали и АИС “Мосдекларация”, которая предусматривает применение алгоритмов, технологически сопряженных с ЕГАИС. Так, АИС “Мосдекларация” использует справочники и классификаторы ЕГАИС для идентификации товара и его производителей. В ближайшее время в федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции планируют вносить поправки, в том числе определяющие и новый порядок использования ЕГАИС.
К тому же недавно в стране появилась Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, и теперь она отвечает за реализацию госполитики, контроль и учеты производства и оборота алкоголя, включая эксплуатацию федеральной информационной системы. Возможно, федеральный центр кардинально изменит закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя, и тогда придется менять и столичную систему декларации (во что, правда, городские власти верят с трудом, потому как надеются, что именно их систему и возьмут за основу). По словам начальника управления по декларированию розничной продажи алкогольной продукции Департамента потребительского рынка и услуг Игоря Павлова, федеральные эксперты дали “Мосдекларации” высокие оценки и признали ее “как наиболее полную”. Однако пока ясности нет, московские власти решили не торопиться с вводом “Мосдекларации”, которая, кстати, давно готова к работе. Эксперты департамента считают, что это позволит в том числе избежать кризисных ситуаций на алкогольном рынке и обеспечить работу магазинов и ресторанов без нарушений штатного режима. К тому же, такой перенос, по словам замруководителя департамента Владимира Слепака, учитывает интересы городских предпринимателей, ибо снизит на них административные ограничения.
— Конечно, мы рады, что сроки ввода этой системы перенесли, — сказал обозревателю “МБ” глава Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. — Сегодня, пока на федеральном уровне нет определенности в отношении контроля за оборотом алкогольной продукции, вводить декларирование, основанное на такой дорогостоящей системе, не имеет смысла. Оно станет большой нагрузкой на предпринимателя, что, конечно, отразится и на карманах потребителей. Необходимо закупить под нее программное обеспечение (это стоит около 10 тысяч рублей), каждый год нужно будет обновлять электронные ключи. А к тому же обеспечить рабочее место для обученного работе с этой системой сотрудника. И все это — за счет предпринимателя, вот если б нам выдавали эти электронные ключи бесплатно — это было бы другое дело.
По словам Бухарова, смысл системы “Мосдекларация” в том, чтобы проследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя (предприниматели должны будут отчитываться — купил у того-то столько-то бутылок, продал там-то столько-то). Тогда-то предпринимателям станет очень непросто сбывать паленый алкоголь сомнительного происхождения. “Мы и так предоставляем подобную информацию в налоговые органы и службу статистики. Сейчас это делается путем заполнения бумажных документов, конечно, в электронном виде это делать будет проще. Но дороже”, — признается ресторатор.
Впрочем, у предпринимателей теперь появился еще год на то, чтобы подготовиться к вводу новой системы. Городские власти в целом поддерживают попытки российских законодателей установить минимальную розничную цену на алкоголь. На вопрос депутата Мосгордумы Сергея Гончарова: “Не кажется ли вам, что теперь плохая водка будет стоить по 90—100 руб., а та, что и сейчас стоит столько, будет продаваться по 150, и больше ничего не изменится” — г-н Слепак ответил так: “При стоимости акциза в 38,5 руб. и при НДС в размере более 10 руб., нам думается, что такая минимальная стоимость вполне оправдана. И позволит упорядочить продажу спиртного в Москве”.