В России найдены люди икс

Немецкие ученые нашли на Алтае доказательство того, что человечество развивалось “кустом”

Немецкие ученые нашли
на Алтае доказательство того, что человечество развивалось “кустом”
“Я почти не могу в это поверить! Это слишком фантастично, чтобы быть правдой!” Так отозвался о своем открытии швед Сванте Паабо, возглавляющий группу генетиков в Институте Макса Планка. Полученный им несколько лет назад от российских ученых палец девочки, проживавшей около 40 тысяч лет назад на территории нынешнего Алтайского края, принес настоящую сенсацию. По-видимому, Паабо открыл новый вид человека, существенно отличающийся как от гомо сапиенса, так и от неандертальца.

Окаменелую фалангу пальца маленькой девочки нашли во время раскопок в Денисовой пещере. Российские ученые, обнаружившие кость, предположили, что она принадлежала неандертальцу, так как их останки ранее находили в тех краях. Для более плотного изучения кость передали немецким коллегам. И вот спустя несколько лет от них пришел ответ. Расшифровав ДНК митохондрии (внутриклеточной структуры), выделенной из кости, исследователи пришли к выводу, что она отличается от митохондриальной ДНК современного человека на 385 нуклеотидов (букв генетического “алфавита”). Для справки, наше отличие от ДНК неандертальца составляет 202 нуклеотида. Столь большой перевес указывает на то, что в Денисовой пещере были найдены останки ранее неизвестного вида людей. Специалисты полагают, что он отделился от общего эволюционного древа около миллиона лет назад.

“МК” обратился за подробностями к одному из главных российских специалистов по эволюции генома из Института общей генетики РАН Евгению ТЕТУШКИНУ.

— Это действительно еще одно доказательство версии антропологов о том, что человечество развивалось не линейно, когда один вид, к примеру “человек умелый”, порождал “человека прямоходящего” и т.д., а “кустом”. То есть из одной точки сразу появилось несколько “отростков”, и каждый из них развивался самостоятельно. Об этом говорят и существенные отличия современного человека от неандертальца, и найденные на индонезийском острове Флорес карликовые люди, или хоббиты. И вот теперь есть вероятность того, что ученые открыли очередной новый вид человека.

— Почему только вероятность?

— Потому что расшифровки только митохондриальной ДНК мало, ведь в ней содержится всего 16,5 тысячи нуклеотидов. В ядерной ДНК их 3 миллиарда пар, и по ним можно гораздо точнее установить истину: новый вид мы открыли или только генетическую разновидность современного человека. Сейчас в Институте Макса Планка идет подготовка к расшифровке ядерной ДНК. “Лишь после того, как будет окончательно доказано, что перед нами новый вид человека, — заявили немецкие ученые, — мы отважимся дать ему новое имя”.