Аэробус на тот свет

Среди пассажиров пропавшего лайнера был бразильский принц

В истории с исчезнувшим над Атлантикой французским “Аэробусом” сплошные загадки. Что случилось с самолетом, летевшим из Рио в Париж? Куда он упал? Единственное, что кажется неоспоримым, — лайнер погиб.  

Военные самолеты Франции и Бразилии, коммерческие суда и корабли ВМС пытаются обнаружить в атлантических водах следы катастрофы. Но где она случилась? Пока максимум, что можно сказать, — где-то между Бразилией и Африкой. Один из пилотов бразильской авиакомпании ТАМ сообщил, что видел в середине Атлантики (примерно в 1300 км от архипелага Фернанду-ди-Норонья) оранжевые точечные проблески на поверхности океана, когда пролетал из Парижа в Рио в районе, где теоретически мог упасть А-330. Правда, находившееся в этих местах торговое судно не обнаружило никаких признаков крушения самолета.
 

Версии ЧП пока роятся вокруг сильной турбулентности и попадания в самолет молнии. Представители французских властей и Пентагона полагают, что пока нет никаких оснований говорить о теракте как причине катастрофы. На неопытность экипажа тоже не спишешь. За штурвалом находился 58-летний пилот, работавший в компании с 1988 года и налетавший 11 тысяч часов, из которых 1700 — на этом лайнере. Два других летчика налетали по 6,6 тыс. и 3 тысячи часов. “Черные ящики” могут пролить свет на случившееся. Но для этого их надо сначала найти. А потом поднять с морского дна. Пока же перед поисковиками — огромные пространства открытого океана и глубины, достигающие значения 4,5 км. Поступившие было известия о том, что некие обломки были обнаружены близ побережья Сенегала, вскоре были опровергнуты.  

Когда подписывался номер, пришло сообщение, что в 640 км к юго-востоку от побережья Бразилии обнаружены обломки и сиденья, предположительно принадлежащие пропавшему лайнеру.  

Португальское издание Jornal de Noticias сообщило, что несколько пассажиров с этого рейса отправили своим близким эсэмэски со словами “я тебя люблю” и “я боюсь”. Правда, неясно, связаны ли эти послания хоть как-то с катастрофой. Даже слова о боязни — возможно, это только проявление чего-нибудь вроде аэрофобии. Так, по словам бразильского профессора-пенсионера Васдира Эстера, его 40-летняя дочь Адриана Франсиска, летевшая этим рейсом, очень боялась полета и крайне волновалась перед посадкой. По-видимому, эсэмэски были отправлены пассажирами еще до или вскоре после взлета.  

Надежда умирает последней. Бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва выразил надежду, что, может, удастся найти спасшихся людей. Но его французский коллега Саркози настроен более пессимистично: перспективы найти выживших очень малы. На борту находились 61 гражданин Франции, 58 бразильцев, 26 граждан Германии, 9 китайцев, 9 итальянцев, 5 британцев, 6 граждан Швейцарии, 2 американца — граждане почти тридцати стран, практически со всех частей света. Увы, среди пассажиров злосчастного рейса оказался и гражданин России. По информации центра кризиса МИД Франции, на борту находился пассажир по имени Андрей Киселев. Эти сведения подтвердили “МК” и российские дипломаты в Бразилии, не сообщив, однако, других подробностей.  

В числе пассажиров люди разных возрастов и разных профессий: крупные менеджеры известных европейских и бразильских компаний, глава офиса мэра Рио-де-Жанейро, экс-дирижер симфонического оркестра Национального театра Бразилии, аргентинский эксперт по контролю за оборотом оружия и наркотиков. На борту А-330-200 был и 26-летний принц Педру Луиш Орлеан-и-Браганса, прямой наследник последнего императора Бразилии Педру II, свергнутого в 1889 году (после чего страна стала республикой). Имеющий наряду с бразильским и бельгийское гражданство и проживавший в Европе потомок императора гостил на исторической родине.  

Впрочем, среди тех, кто собирался попасть из Рио-де-Жанейро в Париж, были и те, кто родился в рубашке. В “Аэробус” они не попали. Бразильскому юристу Жоану Марселу Каласу повезло — из-за просроченного паспорта его не пустили на посадку на рейс AF447. Возвращавшаяся с каникул французская чета не смогла улететь — из-за того что на том самом рейсе не было свободных мест...
Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Эксперт в области авиабезопасности Валентин Марков:  

— Внезапно в зоне турбулентности самолет развалиться не может — у него все же достаточно запаса прочности, — а значит, у экипажа было бы время сообщить на землю о проблемах. Но раз этого не произошло, то здесь можно говорить, что все произошло внезапно. Версии о том, что кто-то видел возгорание, маловероятны. О пожаре тоже успели бы сообщить и сами летчики, и те, кто шел по встречному курсу. По той картине, которая на сегодня известна, это похоже на мгновенную разгерметизацию самолета с потерей сознания экипажем. Причин разгерметизации тоже может быть множество, например, столкновение с посторонним предметом. Допустим военным. Обычно если такое случается, то военные молчат до упора, пока их не прижмут фактами — например, данными бортовых самописцев.  

Летчик-испытатель Александр Акименков:  

— Все сходится к тому, что был удар молнии. Говорят, дескать, ни один самолет от молнии еще не падал. А вот не скажите… Для нашего дубового советского самолета молния, может, и была бы пустяком, с ним из-за нее ничего бы не случилось, но для “Эрбаса”, который на электричестве летает, это уже проблема.  

Молния могла привести к замыканию, а оно в свою очередь к потере управления. Ну не предусмотрена на А-330 гидромеханика! Там чисто электрическое управление. В него внедрен компьютер, который оптимизирует полет. Правда, на А-330 есть четырехкратное дублирование электрических цепей. Но если шарахнет молния, все равно во всех цепях будут помехи. Самолет становится неуправляемым и падает как кусок железа. Приводнить его уже невозможно.  

Если короткое замыкание произошло на борту из-за молнии, то она же выбила и радиосвязь, которая тоже работает на электричестве, а значит, экипаж не имел возможности что-либо сообщить на землю.  

Версия с молнией очень правдоподобна, так как в этом районе полета атмосферные вихри часто крутятся по обе стороны экватора. Экипаж А-330 шел по касательной к экватору. И значит, долго находился в опасной зоне. А лететь долго в тропической грозе — это, поверьте, кошмар. От нее некуда уйти, и пролететь над ней не получится. Многие говорят: на “Эрбасах” есть молниезащита. Верно, благодаря этому устройству заряд, который образуется от трения в воздухе, как бы стекает с поверхности самолета. Но внутри-то и радиоаппаратура, и еще бог знает что работает на электричестве. У этой аппаратуры есть свое поле? Конечно. И если разряд молнии достаточно мощный, то это поле «помогает» ему пробить защиту самолета.
Ольга БОЖЬЕВА.

МЕЖДУ ТЕМ  

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал результаты расследования катастрофы Boeing 737-500, разбившегося в Перми 14 сентября 2008 года. Напомним, самолет авиакомпании “Аэрофлот-Норд”, выполняющий рейс Москва—Пермь, потерпел крушение при заходе на посадку. В катастрофе погибли 88 человек.  

Выводы комиссии подтвердили высказываемые ранее предположения, в том числе и экспертами “МК”, о том, что катастрофа произошла из-за потери прежде всего командиром воздушного судна Родионом Медведевым ориентации в пространстве. По мнению МАК, Медведев ввел самолет в интенсивное левое кренение, после чего он перевернулся через левое полукрыло и упал на Транссибирскую магистраль. Как считают специалисты, резкие движения штурвалом то в одну, то в другую сторону говорят о том, что командир потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте. Причины таких действий командира комиссия видит в комбинации двух основных факторов: наличие алкоголя в его организме (содержание этилового спирта в останках Медведева было обнаружено экспертами Пермского областного бюро судмедэкспертизы), а также накопленная усталость. Как говорится в отчете, “в период времени 11—12 сентября КВС выполнил 4 полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха”.

Погибшие россияне опознаны

В злополучном самолете компании Air France, летевшем в Рио-де-Жанейро и пропавшем над Атлантикой, находились два россиянина. Уже точно установлены личности погибших. 46-летний Андрей Киселев был прописан в подмосковном Королеве, работал в Москве — в объединении “Стройсвязькомплект”. Его жена — иностранка. Предполагалось, что в отпуске в Рио-де-Жанейро Андрей пробудет две недели, но из-за карантина мужчине пришлось задержаться в далекой стране еще на неделю. Второй погибший — друг Андрея Максим Иванов. В Южную Америку они летали по коммерческим делам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру