Меньше всех пострадали дети и спящие. ФОТО

Спецкор “МК” Светлана Самоделова передает из Турции

Спецкор “МК” Светлана Самоделова передает из Турции
Графика Ивана Скрипалева.
Вчера вечером в московский Центр травматологии и ортопедии были доставлены российские туристы, пострадавшие в автокатастрофе в Турции. Риск при перевозке, по мнению врачей, всегда есть. “К сожалению, медицина не точная наука. И каждый организм на транспортировку реагирует по-разному, — говорит главный врач Всероссийского центра медицины катастроф “Защита” Валерий Шабанов. — Наша главная задача, чтобы раненым в полете не стало хуже”.

Как спасали раненых? И получат ли они компенсации за пережитые страдания? Обо всем этом — в материалах репортеров “МК”.


Принимать пострадавших на борт “Ил-76” врачи “Центроспаса” и Всероссийского центра медицины катастроф “Защита” Минздравсоцразвития начали готовиться, как только самолет взял курс из Москвы в Анталью. Установили и еще раз проверили оборудование пяти аэромобильных модулей, которые заняли все пространство гигантского лайнера. Каждый модуль рассчитан на четверых больных и является своего рода мини-реанимацией. Концепцию уникальной конструкции разработали врачи “Центроспаса”, многие из которых, прежде чем прийти работать в МЧС, долгие годы проработали на “скорой помощи”.

— На нижних полках предполагается разместить тяжелых и крайне тяжелых больных. Им при необходимости будут проводить искусственную вентиляцию легких, постоянно измерять артериальное давление, пульс, снимать электрокардиограмму сердца. Все данные будут тут же отображаться на мониторах приборов, — поясняют врачи. — Между стойками кроватей расположены пневматические насосы, предназначенные для работы оборудования, и баллоны с кислородом. Каждый из них рассчитан на 10 часов непрерывной работы. Для многих пострадавших при тяжелой аварии необходимо будет насыщать кислородом кровь.

К услугам врачей — дефибриллятор, а также хирургический отсос. У раненых выделяется мокрота, кровь из дренажей. С помощью этого прибора при разрежении отсасывается жидкость в пластиковую емкость.

Уникальные кровати снабжены вакуумными матрацами.

— Они необходимы ожоговым больным и пострадавшим с переломами таза и нижних конечностей, — говорит главный врач “Центроспаса” Игорь Якиревич.
Врачи знают, что при падении с высоты многим пострадавшим понадобится фиксировать шейный и грудной отделы позвоночника, а также сломанные и поврежденные руки и ноги. Для этого в комплектацию модуля входят пневматические шины, а также иммобилайзеры — специальные накладки на эластичных ремнях для фиксации головы.

— Чтобы меньше травмировать больных, мы используем при доставке на борт самолета спинальные пластиковые доски-носилки, — говорит врач высшей категории анестезиолог-реаниматолог Александр Попов.

Каждая полка-кровать модуля снабжена индивидуальным освещением. А в нижних ящиках конструкции хранится одноразовое постельное белье и предметы ухода.
На одном из нижних ящиков модуля написано: “камера для размораживания и подогрева биоматериалов”. В ней медики доводят до нужной температуры вливаемые растворы, а также хранят взятые анализы.

* * *

Российских врачей на аэродроме в Анталье встретила большая делегация. Местные медики подготовили для коллег необходимые документы, рентгеновские снимки и результаты анализов пострадавших.

По дороге в первый из восьми госпиталей, где размещены российские туристы, мы проезжаем место аварии. Дорога-виадук с невысокой оградой раздваивается, а посередине — пустота, внизу — 12-метровый обрыв. В самую середину развилки и попал автобус, следовавший на экскурсию из Аланьи в Памуккале.

ФОТО


Уже известно, что туристы выехали на длительную экскурсию в 3.30 ночи. За рулем автобуса был 47-летний водитель Илмаз Хикмет родом из приграничного со Стамбулом городка Измита.

Как уверяет турецкая сторона, Илмаз считался достаточно опытным водителем, имел 20-летний стаж, на его счету не было ни одной серьезной аварии. Перед рейсом он работал только до семи часов вечера и имел возможность отдохнуть. Турецкая сторона настаивает,что у него случился инфаркт. Кстати, эту версию подтверждают и свидетели. Некоторые пассажиры говорят, что видели, как водителю стало плохо и он начал задыхаться. Но точно это будет известно после обнародования заключения врачей. Автобус марки “Мицубиси” был построен в 2006 году и находился в хорошем техническом состоянии.

Как установило следствие, ехал водитель со скоростью 87 километров в час. Успел проехать от начального пункта 1,5 часа. За десять минут до аварии он делал остановку, чтобы созвониться со сменщиком, который ждал его в Аланье.

Когда автобус не появился в условленном месте, сменщик первым позвонил в офис компании, ответственной за перевозки пассажиров .

Было установлено, что устройство “джи-пи-эс” перестало работать в 4.57. Автобус упал передней частью на насыпь и несколько раз перевернулся. У тех, кто сидел на передних сиденьях, не осталось шанса выжить. Вместе с водителем мгновенно погиб и известный в Аланье гид-историк Мустафа Гюнель.

Всех 15 погибших привезли в морг университетской клиники в Аланье. 13 из них — туристы из России. Как уверяет директор отдела по поддержке туризма Селиме Сайын, все они уже предварительно опознаны по фотографиям.

* * *

26 раненых при аварии доставили в лучшие частные и государственные турецкие клиники. Ряду больных были проведены срочные операции, в том числе и на головном мозге.

У всех пострадавших множественные травмы, характерные при автомобильных авариях. Врачи отметили довольно большой процент переломов позвоночника, а удивило медиков большое количество травм живота, которые не так часто встречаются при подобного вида катастрофах.

В госпиталь “Аспендос” попала 44-летняя Зульфия Газизова из Казани. У нее перелом шейного отдела позвоночника. В другой клинике — госпитале “Анадолу” находится ее 12-летняя дочь Нелия. Женщине пока не говорят, что в аварии погиб ее муж.

Состояние Зульфии тяжелое, но стабильное. Ей предстоит операция, а пока врачи решают вопрос о ее эвакуации.

В соседней палате лежит 25-летняя Юлия Борисова. У нее перелом поясничного отдела позвоночника.

Врачи информируют больную, что по поручению руководства страны ей предлагается лечение в одной из лучших московских клиник.

— Есть Женевская конвенция о перемещении больных лиц, — говорит Валерий Шабанов. — Каждый из пострадавших или их родственник должен дать согласие на эвакуацию. Конечно, если человек находится без сознания, мы берем ответственность на себя.

Юля согласна на лечение на родине. На специальном матрасе, одетую в корсет, ее планируют доставить на борт МЧС.

В этот же госпиталь “Аспендос” попал и 35-летний Роман Салихов из Самары. Он приехал отдыхать в Турцию с женой Татьяной и сыновьями: 11-летним Анатолием и 8-летним Андреем. Увы, Тани и Толика уже нет в живых. А маленького Андрея опекают сейчас родственники в больнице.

53-летнего Геннадия Щеботина с выпиской на руках собираются уже завтра перевезти на родину — в Калининград.

Всю ночь мы с врачами объезжаем турецкие клиники, которые расположены на расстоянии 25—30 км друг от друга. Тяжелые больные, как говорят медики, “подзагружены”, им введены обезболивающие препараты и снотворное.

Из опыта работы медики знают, что при падении с высоты в автобусе, как правило, 30% человек получают незначительные травмы. Но все равно те, кто выжил и уцелел, — везунчики.

Чудом врачи считают спасение 4-летней Дианы Расуловой, которая через несколько часов после аварии уже бегала по больничному коридору. Врачи выявили закономерность: дети и те, кто спал, пострадали меньше всего. Специалисты это связывают с тем, что спящие люди находятся в расслабленном состоянии, и организм, если можно так выразиться, “падает правильно, менее травматично”. Когда человек в сознании, он напрягается, начинает держаться руками за различные предметы, начинается паника.

Порадовала медиков в госпитале “Анадолу”, где были размещены 10 раненых российских туристов, 26-летняя Любовь Семкина из Екатеринбурга.

— Беременная молодая женщина сейчас в нормальном состоянии, — говорит Валерий Шабанов. — Она поговорила с мужем, который, к счастью, тоже оказался жив. Беременность сохранена, травма минимальна.

А вот 26—летняя Наталья Чумак из Челябинска заставила врачей поволноваться. У нее остановилось сердце. Была проведена интенсивная терапия, теперь ее состояние стабильное.

К утру 26 мая медики отобрали предварительно 20 человек на эвакуацию, но уточнили, что этот список может корректироваться. Это не будет связано с тяжестью больных, многие ждут приезда своих родственников.

— Мы оцениваем работу турецких коллег как очень достойную, — говорит главный врач “Центроспаса” Игорь Якиревич.

— Понятно, что у нас есть разница в стандартах лечения, в подходах лечения. Но эти больные живы, а это главное, — дополняет Шабанов.

— Сколько тяжелых пострадавших, которых пока нельзя эвакуировать?

— Четверо. Среди них женщина с черепно-мозговой травмой. У нее также повреждены и позвоночник, и грудная клетка, и кости таза. У нее гемодинамика нестабильная, глубокая кома, не имеет смысла ее пока везти.

26 мая, ближе к вечеру, “Ил-76” с ранеными должен был взять курс на Москву. Надо заметить, что при эвакуации на самолетах МЧС еще не умер ни один из пострадавших. Еще недавно на уникальных модулях из Перми медики вывозили тремя самолетами по 16—20 человек тех, кто пострадал при пожаре в “Хромой лошади”. Только за последние 1,5 года они совершили 17 рейсов, эвакуировали и спасли 150 человек.

И когда я прошу у анестезиолога-реаниматолога Александра Попова вспомнить своего самого уникального больного, он отвечает: “Я помню их всех до одного”.

“ЖЕНЯ ВЫЖИЛ, НО ОСТАЛСЯ КРУГЛЫМ СИРОТОЙ…”

По всей стране оплакивают погибших российских туристов. От Калининграда до Алтая, от Республики Коми до Ставрополя простирается география пострадавших. Но даже среди такого моря слез и горя есть особенно ужасающие истории, когда трагедия выкосила целые семьи.

В Республике Коми пострадали сразу две семейные пары. Погибла Потапова Светлана (43 года) из Сыктывкара, а ее муж Дмитрий Витальевич (49 лет) в крайне тяжелом состоянии. Он находится в реанимации в турецком госпитале, удалена селезенка, ушита почка. Жители Ухты Александр (56 лет) и Лариса (56 лет) Потаповы также получили ранения. Вчера днем пришло сообщение, что Александр скончался в госпитале. У Ларисы перелом голени и рук. Дмитрий и Александр Потаповы — родные братья. Хоть они и жили в разных городах и расстояние в принципе между Ухтой и Сыктывкаром немаленькое, семьи были очень близки. Они часто гостили друг у друга. Оба брата работали и были людьми обеспеченными, благополучными. У обеих семей по двое детей. Все они уже взрослые. Самая младшая — 18-летняя дочь Дмитрия и Светланы из Сыктывкара — сейчас в Петербурге. Она студентка и сдает там сессию. “Дети погибшей в ужасном состоянии, мы оказываем им посильную психологическую помощь”, — сказали “МК” в пресс-службе МЧС Коми.

Трагическая судьба постигла и семью Салиховых из Самары. Погибла 36-летняя Татьяна и ее 11-летний сын Анатолий. Муж Татьяны Роман с травмой руки, ноги, переломом плечевой кости, глубокой раной глаза лежит в турецком госпитале. Младший, 8-летний сын Андрей, получил, согласно сухой официальной сводке, перелом конечностей. Кроме того, погибла 27-летняя Екатерина Илина из Новокуйбышевска Самарской области. Она поехала в Турцию вместе с подругой Юлией Борисовой, которая получила серьезные травмы. “Для Юли это второй вояж за границу. Раньше она ездила в турпоездку в Египет, — говорит отец девушки Иван Николаевич. — В этот раз они с подругой Катей решили полететь в Турцию. В понедельник вечером, часов в восемь, она звонила домой. Была довольна, сказала, что у них все хорошо. Юля и Катя должны были вернуться в субботу”. “Екатерина закончила юридический факультет Самарского университета, работала по специальности”, — сказал “МК” самарский журналист Александр Кочетов.

Для семьи Коробовых из Кемерова — 32-летней Елены, 34-летнего Александра и их 10-летнего сына Женечки — это был первый в жизни заграничный отдых, как рассказали нам друзья погибшей Лены. “Я не близко знала семью Коробовых. Время от времени общались с Еленой. Очень жизнерадостная и обаятельная. Доброжелательна к людям и вообще... Это большое горе. За месяц до отпуска она говорила, что в конце мая улетают отдыхать всей семьей, очень ждала этой поездки. И сейчас перед глазами ее улыбка и голос... Маленький Женечка в тяжелом состоянии и наверняка не знает о несчастье с родителями...” — вспоминает приятельницу Оксана Пожарская.

А вот что мы смогли узнать от близкой подруги Елены Коробовой: “В среду МЧС должны были доставить сына Коробовых Женю в Москву. За ним поехала Ленина родная сестра Олеся. А брат Александра Сергей полетел в Турцию на опознание. Мальчик остался сиротой, но у него есть и бабушки, и дедушки. Этот отпуск в Турции для них был долгожданный, ведь до этого они ни разу не отдыхали за границей. Мне трудно сейчас что-то говорить... Могу только сказать, что это была любящая пара, они были женаты уже около 13 лет”.

Игорь КАРМАЗИН, Екатерина ПЕТУХОВА.

КАК ВОЗМЕЩАЮТ РАСХОДЫ ЖЕРТВАМ

В апреле прошлого года “МК” сообщал о гибели в Египте туриста из села Новоселово Красноярского края, 19-летнего Бориса Максимова, который сорвался с горы Моисея. Эту поездку и саму экскурсию организовала фирма Pegas Touristik, автобус которой разбился во вторник в Турции. “МК” связался с матерью погибшего путешественника и выяснил, как повела себя компания в той ситуации.

Напомним, трагический инцидент случился 14 апреля, когда Борис (он отдыхал вместе с матерью) отправился в ночную экскурсию на гору Моисея. На полпути группа из 36 человек разделилась. Борис вместе с группой туристов без гида отправился по кратчайшей дороге и сорвался с горы. Для поисков его тела был задействован вертолет, услуги которого (7 тысяч долларов за час полета) первоначально оплатила мать пропавшего юноши.

— Где-то через месяц мне полностью возместили эти расходы, — рассказала “МК” Светлана Борисовна. — Вообще все это случилось в субботу, но мне сразу удалось дозвониться до представителя фирмы, далее они уже курировали ситуацию. Компания предоставила мне две машины для передвижения, а также услуги переводчика и гида, мне всячески помогали в поисках сына.

Единственное, чем недовольна женщина, — плохая организация экскурсии на злополучную гору.

— Нас не предупредили об опасности, возможно, мы бы отказались от билетов или я бы пошла вместе с сыном, — продолжает она. — Тогда так получилось, что на всю группу было два гида, но один из них потом куда-то исчез. Также мне до сих пор неясно, почему разделилась группа туристов. Судя по всему, это случилось из-за недосмотра проводников.

Комментарий специалиста Клуба защиты прав туриста:

— Ответственность за туристов напрямую несет туроператор. Иск о компенсации морального вреда потерпевшие могут подать, когда будет установлен виновник ДТП. Если будет доказано, что вины туроператора нет, например, у водителя просто сердце отказало, то тогда, вероятно, придется судиться с турецкой компанией, предоставлявшей транспортные услуги. Если же точно будет доказано, что виновен водитель, то и в этом случае скорее всего придется платить его непосредственному работодателю — турецкой компании.

Кстати, появились слухи о том, что поездка на экскурсию нашими туристами была куплена не в рамках путешествия, а на месте, как дополнительная. Если это действительно так, то, разумеется, ответственность ляжет на организаторов экскурсии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру