Запарка с паркингами

Гаражная проблема продолжает оставаться одной из самых злободневных для тысяч жителей столицы

11.03.2013 в 18:40, просмотров: 3046

Московские автомобилисты чувствуют себя неуверенно: старые плоскостные стоянки исчезают, улицы и дворы превращаются в столпотворение припаркованных автомобилей, многоэтажные гаражи остаются малодоступными из-за слишком высокой цены за машино-место.

Немало печальных и поучительных историй приходится слышать и от тех, кто уже приобрел заветное место в паркингах нового поколения. Гаражная собственность до сих пор остается одной из самых незащищенных видов частного имущества. Что ждет московских автолюбителей в недалеком будущем, когда за стоянку во дворе или на улице тоже придется платить?

Запарка с паркингами

Несмотря на многочисленные несообразности, связанные с проектом «Народный гараж», эти паркинги оказались весьма живучими. Как сообщили «МК» в пресс-службе ГУП города Москвы «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы», проект «Народный гараж» благополучно продолжает существовать. Именно эта организация на сегодняшний день является ответственной за возведение гаражных комплексов на территории всего города, именно ей отданы преференции в удовлетворении спроса на объекты гаражной инфраструктуры. Проект, который все еще продолжает скромно именоваться «народным», предлагает горожанам места в многоэтажных паркингах по стартовой цене от 500 тысяч рублей (в Рязанском районе ЮВАО, площадью 14,7 кв.м) до 4 млн 123 тысяч рублей за место (площадью 19,5 кв.м в районе Покровское-Стрешнево на улице Береговая). Средняя цена машино-места по городу колеблется в районе 700–800 тысяч рублей. Горожан активно зазывают в соинвесторы. Разумеется, выложить такую сумму за гараж может позволить себе далеко не каждый москвич. Гораздо проще оформить каско и оставить автомобиль на улице.

— Строительство гаражных стоянок имеет низкую инвестиционную привлекательность, — пояснил корреспонденту «МК» сотрудник одной из управ СВАО, курирующий размещение гаражных объектов. — Строить по себестоимости никому невыгодно, а места с наценкой раскупаются слишком медленно и неохотно. У города нет денег на спонсорскую помощь, да и нигде в мире это не практикуется! В конце концов содержание автомобиля — личное дело каждого горожанина, никто не заставляет москвичей перемещаться по городу на личном авто или покупать по 2–3 автомобиля на семью. Самое большое, что могут сделать городские власти, — безвозмездно предоставить земельный участок под паркинг и сэкономить на проектировании — все «народные гаражи» строятся по типовому проекту.

Между тем другая городская структура, ответственная за паркинг, — «Администратор московского парковочного пространства», — уже проинформировала горожан о том, что в течение ближайших трех–пяти лет за парковку на городских улицах тоже придется платить. В течение 2013 года платным станет вся территория в пределах Бульварного кольца, а в 2015 году платить придется за стоянку автомобиля в радиусе всего Третьего транспортного кольца. В сущности, административные меры закономерны и оправданны — без них город захлебнется в автомобильных заторах и превратится в единую большую парковку. Это цивилизованное решение, к которому постепенно пришли крупнейшие города Европы и Америки, и Москва просто принимает проверенный на практике алгоритм. О парковочном пространстве спальных районов речи пока не идет, но нетрудно предположить, что и там со временем придется решать проблему с автомобильным засильем. Пока же никакой инфраструктуры для цивилизованного паркинга в городе не создано. Ясно лишь одно: эпоха беспорядочных автомобильных парковок во дворах и по обочинам улиц постепенно уходит в прошлое, в ближайшие пять лет за дневное и ночное место для своего «железного коня» москвичам придется платить мзду, причем как в центре города, так и на его окраинах. Куда девать машины — вопрос более чем актуальный.

Новое постановление московского правительства разрешает гражданам самостоятельно решать свои гаражные проблемы, а именно: на собственные средства и собственными силами создавать многоэтажные современные паркинги. Отважиться на такое смелое мероприятие в Москве пока решились немногие. Из известных нам — ГСК «Ивановец» в Восточном округе и ГСК «Ленский» в СВАО. Правда, если «Ивановец» уже получил заветный земельный участок и разрешение на строительство, то «Ленский» все еще бьется с префектом за право самоопределения. Земельный участок, на котором предстоит построить паркинг, с советских времен занимают 4 плоскостные автостоянки, объединенные в один ГСК «Ленский». Условия для строительства здесь не самые удобные: по территории участка проходит Мытищинский коллектор Мосводоканала, присутствие которого создает многочисленные обременения. А раз так — требуются дополнительные согласования и, стало быть, затраты. А на них инвесторы идут неохотно. На сегодняшний день судьбу будущего паркинга решают власти округа совместно с ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения». Разумеется, склоняются в пользу «народного гаража». Но вот сами гаражники и жители Бабушкинского района эту идею не поддерживают и желают строиться самостоятельно.

— Мы уже все посчитали, нашли человека, который возьмет на себя расходы по строительству, договорились о создании проекта, оформили предпроектную документацию с изображением и описанием будущего паркинга, — поделился планами председатель ГСК «Ленский» Игорь Толкачев. — Возводить гаражную стоянку будем поэтапно, причем никаких денег «вперед» брать не будем. Стоимость машино-места для членов ГСК предварительно рассчитали в районе 280–300 тысяч рублей. Первые этажи отдадим инвестору под мойку, шиномонтаж и автосалон — таким образом, он сможет компенсировать свои затраты и не останется внакладе.

К слову, создание проекта многоэтажного гаража обходится в кругленькую сумму — от 25 до 55 млн рублей в зависимости от аппетитов архитектурного бюро. Причем 10 млн от общей суммы уходят на всевозможные согласования и разрешения. Но все эти затраты оказываются ничтожными перед противостоянием чиновничьего аппарата. На бумаге разрешение властей на самостоятельное строительство существует, а вот добиться реального согласия чиновников разного уровня очень трудно. Поэтому неизбежно возникают бумажные карусели, в результате которых гаражников заставляют собирать сотни и тысячи различных разрешений, согласований и допущений, причем каждая новая бумажка создает потребность в целом ворохе дополнительных документов. Выдержать сражение с бюрократической системой под силу только сильнейшим. Глядишь, лет через пять такие инициативные люди и проложат уверенную тропу некоррумпированного строительства, пока же решать гаражные вопросы собственными силами весьма непросто.

Современные многоэтажные гаражные комплексы рассчитаны примерно на 750 машино-мест (от 100 до 500 машино-мест в «народных паркингах»), большинство оснащены собственными мойками и сервисами шиномонтажа — все в одном месте, и удобно, и современно. Аренда машино-места обходится сегодня от 3000 рублей в месяц в зависимости от расположения стоянки и условий хранения автомобиля. Правда, и здесь не обходится без неприятных сюрпризов. Все из-за размытого и нечеткого гаражного законодательства, предполагают сами чиновники управ и префектур. Вот, например, что произошло в ГСК «Лиан Авто» в СВАО.

Многоярусный гараж в Вологодском проезде в Лианозове появился в 2002 году в рамках инвестиционного контракта с правительством Москвы. Часть жителей Лианозова получили место в паркинге взамен старого жестяного гаража — на территории района бурно шло строительство многоэтажных башен, их возводили на месте плоскостных гаражных стоянок, а владельцев авто переселяли в многоэтажные паркинги. Гаражники исправно платили положенную ежемесячную плату за содержание машино-места и в общем-то не сильно интересовались подробностями эксплуатации гаражного комплекса. Когда по состоянию здоровья оказался не у дел руководитель правления ГСК, его заместители активно включились в процесс управления и тут же получили уведомление об огромных задолженностях за эксплуатацию здания — порядка 300 тысяч рублей. В придачу к этому у гаража обнаружился дополнительный хозяин — еще одно юридическое лицо. Судя по бумагам, он благополучно распоряжался коллективной собственностью — крышей, электрическими мощностями и прилегающей территорией. Как такое стало возможно? Разумеется, не случайно.

— В 2004 году наш кооператив сменил имя, — рассказывает руководитель правления ГСК Алексей Шпитанов, — вместо «Лиан Моторс» стал называться «Лиан Авто». По словам членов тогдашнего правления, сделано это было для того, чтобы избавиться от старых эксплуатационных задолженностей. Никто, как водится, в подробности не вдавался, и получилось так, что у одного гаражного комплекса — два юридических лица. В собственности самих гаражников оказались только машино-места. А вот якобы упраздненный «Лиан Моторс» получил общее имущество гаражников — квадратные метры на крыше, выделял электрические мощности на обслуживание антенн сотовой связи, установленных на крыше, пристраивал к зданию гаража резервуары для сбора отработанных машинных масел и прочего мусора от автосервиса и шиномонтажа. В общем, работал на весь комплекс прилегающих зданий, причем затраты охотно делил с гаражниками, а вот прибыль всегда отправлял в собственный карман. Никаких договоров аренды, взаимовыгодных обязательств не требовалось. С юридической точки зрения все было чисто, не подкопаешься. Так и продолжалось бы до сего дня, если бы гаражники вдруг не увидели очевидного: их просто обманывают.

Начиная с лета 2012-го в здании многоярусного гаражного кооператива выключен рубильник. Нет света в проездах, не работает отопление в комнате охраны. Поставив машину в бокс, автовладельцы в кромешной тьме должны выбираться из гаража, подсвечивая себе дорогу фонариками или зажигалками. Все попытки правления «перезаключить» договор в свою пользу наталкиваются на глухое противостояние «совладельцев» — они не видят в гаражниках партнеров по бизнесу. Гаражники оказались в рабстве у эксплуатирующей здание компании. Оказалось, что ни на порядок цен за обслуживание паркинга, ни на порядок самой эксплуатации здания они влиять не могут. Единственное, чем они вправе командовать, это собственной ячейкой «машино-места».

— Мы хотим напрямую заключить договор с ресурсоснабжающими организациями Москвы, зачем нам платить посредникам? — рассуждают в правлении ГСК.

Но их никто не слышит. В управе Лианозова накаленную ситуацию вокруг многоэтажного паркинга расценивают как спор хозяйствующих субъектов и участвовать в конфликте не собираются. Впрочем, не нужно быть юристом, чтобы понять: схема липовых ТСЖ распространилась и на гаражные кооперативы, и для восстановления справедливости людям приходится по новой доказывать свое право на управление законной собственностью.

Все гаражные истории красноречиво говорят о том, что любые проблемы с хранением автомобилей горожанам приходится решать собственными силами и в частном порядке. Пока цена парковки в центре Москвы — 50 рублей в час, но уже сегодня известно, что эта цифра со временем будет корректироваться. В большинстве городов Европы стоимость парковки колеблется от 2 до 5 евро (80–200 рублей), а в центре Нью-Йорка достигает 30 долларов (более 900 рублей) в час. Во сколько станет хранение личного авто москвичам, вопрос времени, причем ждать осталось недолго.