Можно ли победить метрофобию?

Горожане оценили программу безопасности на транспорте

20.03.2013 в 19:49, просмотров: 1980

Самый большой страх перед терактами люди испытывают в метро — об этом социологам ВЦИОМ заявили 41% опрошенных. На втором месте, с большим отрывом, — самолеты (22%), на третьем — поезда и электрички (19%).

Можно ли победить метрофобию?

— Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте была принята в 2010 году, после двойного теракта в московском метро, — говорит генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров. — В рамках этой программы идут научно-исследовательские работы, в том числе по изучению общественного мнения. Нам, в частности, нужно было замерить мнение людей, насколько эффективны новые технические меры — рамки на вокзалах, тревожные кнопки в метро и тому подобное.

Безотносительно терактов метро считают безопасным лишь 31% людей, маршрутки — 25%, самолеты — 16%. 33% опрошенных боятся тяжелых аварий на дорогах, 41% видят угрозу жизни именно из-за низкого уровня квалификации водителей маршруток. Самыми безопасными видами транспорта участники опроса признали автобусы (65%), трамваи (60%) и троллейбусы (59%).

При этом, опасаясь терактов и потенциальных преступников, сами люди не готовы активно защищать ни себя, ни соседей по пассажирскому салону. Так, например, на вопрос «Как вы поступали в случае обнаружения бесхозных предметов или подозрительных людей?» 38% респондентов ответили, что сообщили об этом водителю, 12% — вышли на следующей остановке, 12% просто ушли подальше, 11% привлекли внимание других пассажиров, 10% сказали полицейскому о своих сомнениях, 2% отнесли полицейскому сомнительный предмет, 1% забрали этот предмет себе. Каждый пятый (19%) никаких действий предпринимать не стал.

— Мегаполис — это миллионы перемещающихся людей, поэтому вести досмотр всех пассажиров невозможно. Было принято решение: выявлять подозрительных личностей на подходе к метро, чтобы обезопасить основной поток пассажиров, — говорит представитель Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ Евгений Ночкин. — Сейчас система интеллектуального видеонаблюдения обкатывается на станции метро «Охотный Ряд» и на Казанском вокзале. Когда человек подходит к станции или к вокзалу, его внешность пробивается через базу данных спецслужб. Если он в этой базе присутствует, далеко уйти ему не удастся. По статистике МВД, в прошлом году таким образом было задержано около 5 тысяч преступников, находящихся в розыске. Летом закончится опытная эксплуатация умной системы и начнется массовое ее внедрение и в метро, и на железной дороге.

фото: Ольга Михайлова

Базовый показатель, включенный в комплексную программу, — удовлетворенность населения мерами, которые принимают власти по обеспечению безопасности на транспорте. Власти поставили достаточно высокую планку. Предполагалось, что в 2011 году положительную оценку усилиям государства должны дать не меньше 40% людей. В 2012 году проголосовать «за», по идее, должны были 60%, а в 2013-м — уже 80%.

Однако намерения с действительностью совпали не очень. Если в 2011 и 2012 годах план выполнить удалось (мерами безопасности были удовлетворены 43% и 58% респондентов соответственно), то в 2013-м тенденция остановилась. Целевой показатель, задранный до 80%, оказался недосягаемым. Позитивную оценку действиям государства дали лишь 64% опрошенных. «С одной стороны, произошло некое повышение уровня удовлетворенности по сравнению с предыдущими годами, но не скачкообразным темпом, а очень медленным, я бы даже сказал — затухающим, — говорит Валерий Федоров. — Вероятно, это говорит о том, что после того как основной массив мер был реализован, у людей произошло привыкание. То, что им казалось интересным в 2011—2012 годах, теперь стало стандартным. И особого ощущения повысившейся безопасности не происходит. Государству нужно задуматься о развитии этой программы».

Показатель номер два — уровень информированности людей: знают ли пассажиры, что нужно делать в случае возникновения угрозы в транспорте? Государство установило целевые показатели в 30%, 50% и 70% на 2011, 2012 и 2013 годы соответственно. В 2011 году «знающих» оказалось больше, чем предполагали чиновники: 41%, в 2012-м — почти столько же, 48%, а в 2013 году — намного меньше: 51%. «С учетом статистической погрешности 3,4% можно сказать, что улучшения за год не произошло вообще. Нынешних методов информирования людей недостаточно», — комментирует ученый.

— Нужно понимать, что четкой связи между восприятием людьми транспортной безопасности и реальной ситуацией нет, — говорит заместитель председателя Всероссийского союза общественных объединений «Народное большинство России» Юрий Нагерняк. — Если каждые 5 минут просить людей в автобусе искать брошенные вещи, то, возможно, пассажиры почувствуют заботу. Но в реальности такая мера мало повышает степень защищенности. С другой стороны, если спецструктуры станут еще более активно проводить агентурную работу, то безопасность повысится. Но при этом население не будет знать об этих действиях. Как бы то ни было, обеспечить 100-процентную защищенность на транспорте невозможно. Поэтому еще один важный момент — нужна система компенсаций за причиненный вред. Пассажир должен знать, что даже если с ним случится самое страшное, его родные получат приличную сумму.