Газетных киосков в Москве становится все меньше

Еще два-три года - и ларьков по продаже прессы может не остаться

На 11 процентов сократились продажи газет и журналов в точках розничной продажи, а, значит, уменьшился и общий тираж печатных изданий. Наблюдается снижение количества киосков, где можно приобрести эту продукцию.

Еще два-три года - и ларьков по продаже прессы может не остаться

Только за прошлый год отрицательная динамика составила около 3%. А примерно 30% таких небольших магазинчиков Москвы (больше 800 из 2800) сейчас не работают. Эти и многие другие проблемы Союз журналистов Москвы осветил на своем круглом столе «Диалог с властью. Актуальные проблемы медийной отрасли». На мероприятии присутствовали представители некоторых профильных департаментов столицы.

- Отечество в опасности. Киоски прессы в Москве загибаются. 30 процентов из всех действующих заколочены. Более того, сейчас поступили предложения еще закрыть киоски прессы, поскольку их держать очень невыгодно. Плюс к тому зарплата работников киосков очень низкая. Три крупных московский предприятия по распространению печатной продукции обанкротились. И тенденция продолжается. Еще два-три года - и в Москве может не остаться киосков вообще, - озвучивает проблему председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. – В итоге вступают в силу экономические механизмы ликвидации каналов распространения печатной продукции. То есть нет ограничений свободы слова, зато есть ограничения и уничтожения ее каналов.

С другой стороны, отметил он, Москва всегда была «оазисом», где печатные торговые точки не трогали благодаря политике департамента СМИ. В то время как по всей России, их уничтожали по 10 штук в день.

- Они и сейчас стоят, но цены на аренду растут, спрос падает, субсидий нет, ставки по кредитам огромные. И если московская власть не поддержит киоски, то они погибнут. Это удар по свободе слова, по информационной среде столицы. Сегодня важно не только сохранить, а важно оказать экономическую помощь. Поэтому есть два варианта – расширить ассортимент товаров в киосках, либо точки продаж должны получать субсидии, как это делается, например, во Франции.

В связи с этим предлагается несколько мер, позволяющих поддержать столичное медиапространство. Среди прочих - введение льготной ставки по аренде земли для предприятий отрасли, где взимаемые деньги будут не такими разорительными как сейчас, а станут равными 10-12 рублей за квадратный метр. Кроме того, предлагается увеличить сроки сдачи земли до 10 лет. По мнению организаторов, важно и снижение тарифов на электроэнергию и телекоммуникационные услуги.

- Основной является и задача снять ограничения по перечню разрешенных сопутствующих товаров и расширить их ассортимент в киосках. В них должна продаваться не только печатная продукция, но и продукты питания, галантерея, абонементы на разные мероприятия, проездные билеты, - говорит генеральный директор АНО «АГ «Московские новости» Тимур Рудников.

Благодаря расширенному спектру предоставляемых услуг увеличится прибыль торговых точек. Стоит уточнить, что пресса является товаром «импульсного» спроса, то есть потребитель, покупая, например, продукты питания и заметив на соседнем прилавке газету или журнал, приобретет и их. А с увеличением заработков, повысится и общая экономическая стабильность прессы.

Распространители говорят и о том, что есть необходимость рассмотреть возможность выделения городом для киосков прямых субсидий, целевых льготных кредитов или погасить кредитные ставки. Подняли и вопрос дополнительного заработка при помощи рекламы. Все эти предложения были отправлены в Департамент СМИ города Москвы.

Однако ответы на некоторые вопросы были получены прямо на месте. На круглом столе в качестве одного из центральных гостей выступил руководитель столичного Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Он согласился с тем, что нужно искать возможности для расширения ассортимента киосков. Но проблема в том, что после разрешения увеличения спектра продаваемых товаров могут появиться дельцы, которые будут лишь имитировать торговую печать и под ее брендом продавать все что угодно. И в этом случае ни увеличения тиражей, ни роста покупаемости не будет.

- Нужно искать компромисс для расширения ассортимента. Нельзя сделать так, чтобы торговать всем. Возникнет хаос. Поэтому детально нужно проработать ассортимент. Проблема решаема, - ответил Черников

Что касается использования рекламы для киосков, то, по словам руководителя департамента, это не запрещено.

- Присоединяемые рекламные конструкции использовать можно. Но стоит учесть, что они должны быть не более 2 метров высотой и обязательно подсвечиваемые изнутри, - объясняет Черников. – В каком порядке действовать: желающий подает заявку в департамент, мы ее принимаем, рассматриваем и утверждаем. Это и вправду серьезный источник дополнительного заработка.

Откликнулся чиновник и на просьбы снижения арендной ставки.

- Мы внимательно отнесемся к этому. Есть поручение мэра проработать вопрос, а если точнее, то, скорей всего, речь пойдет о возможности компенсации затрат на аренду до конца года. Эта работа будет осуществляться в ручном режиме. До конца июня вопрос проработаем, - заявил он.

Что касается следующего года, речь идет либо о минимальной ставке в 3,5 тыс рублей, либо о ставке, которая была в 2011 году. Пока этот вопрос до конца не решен.

В завершение слово взял главный редактор «АиФ», член президиума Союза журналистов Москвы Николай Зятьков: «Мы обобщим все предложения и будем искать решения в департаментах. Это не технологично, но что делать».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру