Столица заковала себя в цепи

Система велопроката в Москве заработала. Но со скрипом

1 июня в Москве официально открылся городской велопрокат. 29 круглосуточных станций и 150 велосипедов. Пусть пока немного, но уже это огромный шаг в развитии велосипедного движения в Москве. «Двухколесный» наконец из развлечения становится видом транспорта. Добраться на работу или просто из одной точки города в другую можно, одолжив велик у города. Поездка при этом может оказаться почти бесплатной. Сейчас система проходит обкатку и порой дает сбои. Но, судя по ажиотажу вокруг общественного велопроката, у городских властей уже нет выбора — только уступить дорогу «двухколесным».

Система велопроката в Москве заработала. Но со скрипом

Обкатать велосипед в первый же день, к сожалению, не удалось. Регистрация на специальном сайте прошла успешно, на адрес электронной почты пришли данные для входа в личный кабинет. Но оплатить услуги с банковской карты не получилось. Сотрудница call-центра спокойным голосом (видимо, еще не устала от жалоб звонящих) пошагово прошла регистрацию вместе со мной. И тоже не смогла оплатить прокат. Извинилась за сбой системы и больше ничем не смогла помочь. Однако на Цветном бульваре после полудня красные велосипеды расхватывали как горячие пирожки. У многих москвичей отношения с системой велопроката наладились с первой попытки.

— Сиденье уже расшатано, а педаль оторвана, — замечает Сергей. Вместе со своей девушкой Катей они решили покататься по бульварам. После путешествия в Барселону, где работает аналогичная система проката, им захотелось опробовать московскую. — Нам удалось оплатить прокат с первой же попытки. Правда, выяснилось, что он не так уж дешев. Первые полчаса бесплатно, час — 30 рублей. Это все так. Но если вы будете кататься более шести часов на одном велосипеде, то придется заплатить 1500 рублей. Но ведь надо еще оплатить абонемент. Сутки — 100 рублей. Сразу на месяц — 950 рублей.

В вопросе оплаты московская система повторяет мировой опыт. Подразумевается, что человек будет кататься от одной велопарковки до другой. Поскольку таких парковок много, то велопрокат может стать почти бесплатным (только за абонемент надо заплатить заранее). Главное, найти свободное место на парковках. Следить за сохранностью не своего велосипеда все же стоит. При потере или серьезной поломке с вашего банковского счета могут списать до 15 тысяч рублей. Зато воровать простой велосипед, внешне очень узнаваемый, рискуя такими деньгами, никто не станет. А вот обмануть систему, используя чужую банковскую карточку, вероятно, возможно. В конце летнего сезона подсчитаем, много ли в Москве веломошенников.

— Так, у тебя двадцать секунд. Время пошло! — Александр вводит данные на парковочной станции, его жена Елена проворно бежит к велосипеду и наблюдает за кнопкой у руля. Когда она загорится зеленым, велосипед можно «вынуть». Для того чтобы велосипеды не воровали, над передним колесом сделан шип, он крепко вставляется в парковочную станцию. Вытащить велосипед, пока не загорится зеленая кнопка, почти невозможно. Руль широкий, неснимаемый, антивандальный. Колеса диаметром 72 см, тонкие, безвоздушные, чтобы нельзя было проткнуть. Амортизации почти нет. Соскакивая с бордюра на дорогу, лучше привставать. Зато сиденье, хоть его многие и ругали за расшатанность, удобное, синяков не набивает. Цепь закрыта, можно не волноваться, что в нее попадет штанина. У руля есть открытое место под багаж. Корзины нет, зато можно перевозить предметы, которые бы в нее не влезли, например тубус. Еще один минус — для девушек велосипед тяжеловат. Еще один плюс — смотрятся красные велосипеды очень неплохо.

— Когда я была в Лондоне со студентами, только городским велопрокатом и пользовались, — рассказывать Юлия, преподаватель одного из столичных вузов. Оплатить московский прокат ей тоже не удалось. — В Лондоне система оплаты далеко не идеально работает. Во-первых, с одной банковской карты нельзя оплатить несколько велосипедов. Один студент оплатил, взял велосипед. А второй карточку оставил в гостинице. И первый уже не сможет помочь второму. Во-вторых, надо ждать, когда вылезет чек. Ждать приходится долго. Идешь брать велосипед, а твой чек достается уже другому человеку из очереди. Кстати, наличными там тоже не расплатиться.

Московский городской велопрокат не зря так настойчиво сравнивают с зарубежными странами. Организовать его в Москве помогают специалисты из Праги, поэтому и велосипеды, и операционная система идентичны чешским. А в целом напоминают разом и лондонскую, и барселонскую, и копенгагенскую системы.

Велопарковки пока сосредоточены на Бульварном кольце. К июлю обещают много новых прокатных парковок внутри кольца и на Новом Арбате. В целом планируется создать около 900 парковок для 17 тысяч велосипедов. Но сколько бы ни было парковок, нужны дороги, по которым велосипедисты будут ездить.

Программа Москвы по развитию транспортной системы на 2012—2016 годы предусматривает создание минимум 73 километров велодорожек. Если дело пойдет, через пять лет москвичи будут чувствовать себя в седле так же уверенно, как жители европейских столиц. При таком развитии велотранспорта даже суровый российский климат не будет большой помехой. Если система велопроката будет востребована, то ее продлят и на зимний период.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру