Почему тротуарная плитка с трудом переживает зиму

Столичные мостовые теряют лицо

05.04.2015 в 19:21, просмотров: 24440

Тротуарная плитка на столичных мостовых несколько лет назад вызывала бурные споры. Но даже ее противники признавали, что это красиво, а с годами уличные страсти утихли — к плитке привыкли. Тем неприятнее по окончании зимы обнаружить, что во многих местах плитка потрескалась, расслоилась, ходит ходуном и не служит сама себе хорошей рекламой. Интернет полон фотографиями «убитых» тротуаров, снятых в самых разных местах столицы. Почему красивые мостовые теряют лицо, выяснял корреспондент «МК».

Почему тротуарная плитка  с трудом переживает зиму

Дефективная плитка — то вздувшаяся горбом, то выщербленная, то стертая — обнаружилась и в мажорных районах центра, и на спальной периферии.

— Сегодня на плитке зарабатывают все кто может, — рассказали «МК» в одном из специализированных магазинов. — Вокруг Москвы работают десятки мелких предприятий, заточенных под изготовление плитки всех цветов и калибров. Конечно, не факт, что все они заведомо гонят брак, однако процент некачественной продукции, сделанной, что называется, на коленке, там значительно выше, чем у заводских изделий. Тем не менее у кустарного продукта есть одно ощутимое преимущество — это цена. А закупочные тендеры, как известно, подразумевают максимальное снижение стоимости на работу и материалы.

Впрочем, времена дешевых тендеров уходят в прошлое. Сейчас подрядчик обременен таким количеством штрафных и гарантийных обязательств, что ему невыгодно работать с некачественным материалом. Иначе ремонт он будет производить за свой счет. Из городского бюджета на такие работы не будет потрачено ни копейки, а недобросовестный подрядчик попадет в черные списки.

фото: Кирилл Искольдский

Тем не менее многие укладчики, видимо, рассчитывают на авось — и на то, что их плитка с зимой справится.

Для мощения тротуаров в Москве используется несколько видов плитки — подешевле и подороже. Пешеходные зоны, главные площади и другие знаковые общественные территории укрывают дорогим и презентабельным гранитом, а вот улицы статусом попроще мостят литой или прессованной бетонной брусчаткой. Разница в стоимости, долговечности и внешнем виде материала довольно значительная: один квадратный метр гранитной плитки стоит порядка 2 тысяч рублей и прослужит минимум 50 лет (при условии правильной укладки!), такое же количество бетонной штучной брусчатки обойдется в 300–400 рублей и прослужит… неизвестно сколько — может продержаться несколько десятков лет, а может выветриться и расщепиться за один только зимний сезон. Все зависит от способов производства, соблюдения технологи, качества исходных материалов.

Тротуарная плитка, изготовленная по методу вибролитья, на первый взгляд выглядит довольно привлекательно — у нее гладкая поверхность, множество форм и цветов, а главное — самая доступная цена. В среднем на столичном рынке такая плитка идет по 300–350 рублей за квадрат. Недостаток у этой плитки один: в местах с интенсивным движением ее лучше не использовать — верхний слой слишком быстро растрескивается.

— Литая плитка плохо переносит колебания уличных температур, — говорит эксперт Елена Сахарова. — Дело в том, что верхний слой у такой плитки состоит из цементного «молочка» с добавкой пигмента, а основной слой — из цементно-песчаной смеси, то есть имеют разную плотность. Когда термометр за окном показывает то плюсовую, то минусовую температуру, поверхность и «начинка» плитки по-разному реагируют на сжатие и расширение. Поэтому литая плитка очень быстро истирается — по показателям это примерно 1,4 г/кв. см, в то время как по требованиям ГОСТа 13015.0-83 истираемость тротуарной плитки должна быть не выше 0,9 г/кв. см.

У литой плитки есть альтернатива — плитка, изготовленная методом вибропрессования. Она более устойчива к морозам и большому количеству пешеходов. Среди ее недостатков обычно называют достаточно высокую цену и сравнительно скромный ассортимент видов и форм. «В любом случае такая плитка привлекательнее серого, унылого асфальта, — говорит Елена Сахарова, — да и ремонтировать ее выгоднее и удобнее: замени пару-десятку кирпичиков, и улица опять как новая — никаких латок!» Определить истинное качество тротуарной плитки, в общем-то, совсем не сложно — нужно просто сильно стукнуть ее обо что-нибудь твердое и прочное, например о бордюр. «Если при этом плитка треснет, рассыплется в песок или развалится на части, брать ее категорически не стоит — это явный брак! — объясняют эксперты. — Если с поверхности новой плитки сыплется песок, то такая плитка тоже не прослужит долго, лучше не тратить сил и средств на укладку». Есть, конечно, лабораторные исследования, когда плитку погружают в воду на 10 часов, потом замораживают, размораживают и смотрят, что с ней случилось. Но это в идеале. Обычно заказчики ориентируются только на информацию, заложенную в накладных, а она зачастую оказывается лукавой.

Сама плитка — это, к сожалению, далеко не все, что влияет на будущее состояние тротуара. Не менее важно, как эту плитку уложили, правильно ли подготовили основу, полностью ли убрали с дорожки старый асфальт — и многое, многое другое. «По-хорошему, под плитку нужно такое же основание, как и под асфальт, — песок и щебень, которые нужно основательно утрамбовать, — объясняют специалисты. — Обязательно должно быть демонтировано старое покрытие, ведь если под плиткой остается асфальт, хорошего тротуара никогда не получится. Асфальт не дает воде уходить, из-за чего плитка оказывается, по сути, в луже. При морозе вода замерзает, плитка поднимается, и тогда пешеходы начинают спотыкаться об нее не только модельными туфлями и сапогами, но и обычными ботинками и кроссовками. Работы по укладке плитки требует знаний и квалификации, и платить за нее надо адекватно, а у нас стараются на всем сэкономить. Результат не заставил себя долго ждать!»

Впрочем, городские власти отказываться от плитки не намерены. По словам источников «МК» в мэрии, хуже всего ведет себя та плитка, которая была уложена не по столичной программе, но частниками перед их магазинами-ресторанами по их собственной инициативе и без оглядки на какие-либо нормативы. И сейчас, когда погода наконец-то улучшается, мощение на улицах будет досконально проверено, ответственным за состояние плитки вынесены предписания, и все нарушения будут устранены в кратчайшие сроки.

Смотрите фоторепортаж по теме: Столичные мостовые теряют лицо
12 фото