Экспериментальная навигация в метро: в шоке и пассажиры, и урбанисты

В течение пяти лет горожанам придется ориентироваться в подземке по правилам, понятным лишь их авторам

В бесконечных переходах московской подземки легко потеряться — настоящий город. Но москвичи и приезжие давно привыкли ориентироваться по табло и указателям, подвешенным к потолку. Слева — названия станций, до которых можно доехать с левой платформы, справа — соответственно, с правой. Однако в последнее время полный перечень пунктов назначения исчез. Пассажирам предлагают ориентироваться лишь по конечным либо соседним станциям. В результате путаться в хитрых табличках и указателях стали даже коренные москвичи.

А между тем станций с обновленной навигацией в столичной подземке будет становиться все больше.

В течение пяти лет горожанам придется ориентироваться в подземке по правилам, понятным лишь их авторам

— Не так давно я спустился на станцию «Ленинский проспект» и потерялся, — говорит постоянный читатель «МК» Олег Бабарин. — Указатели при спуске с эскалатора показывали не привычный список станций, а только конечные. И пассажир, смотрящий на указатель, мешает пройти на платформу другим пассажирам. А при входе в вагон еще и спрашивает: в том ли направлении он едет?

Наш читатель оказался прав: странная навигация на «Ленинском проспекте» озадачила многих. Не все коренные жители знают конечные станции метро, а что уж говорить о приезжих? В итоге после схода с эскалатора скапливается пробка из смотрящих на табло. Люди в недоумении начинают атаковать остальных пассажиров: а где моя станция? а в какую мне сторону? А потом мечутся по станции от одной платформы к другой.

И ладно бы так было только на «Ленинском проспекте». Другие направления превзошла, пожалуй, Кольцевая линия метро. Например, на кольцевом «Проспекте Мира» на табло написаны не все станции в обе стороны (шесть в одну, пять в другую, эдакий «длинный» список!), а только соседние. Причем с формулировкой «до»: «до «Новослободской», «до «Комсомольской».

— Девушка, а я до «Курской» не доеду, что ли? — озадаченно спрашивает женщина с баулами в руках. — В какую сторону-то двигаться?

Утешает лишь, что на кольце пассажиры в любом случае доберутся до станции назначения. Другое дело, что, не разобравшись, они могут дать круг в обратную сторону. Но такой перепробег не особенно страшен — подумаешь, 20–30 потерянных минут...

Особенно порадовал третий вариант навигации, которую корреспондент «МК» нашел на станции «Технопарк». Заходишь в вестибюль — а там все просто и понятно: «в центр» и «на юг». А где твоя станция, товарищ, надо было узнать заранее! И не надо возмущаться, что приходится бегать по лестницам между платформами (они располагаются с обеих сторон от путей).

Как объяснили «МК» в пресс-службе Московского метрополитена, новые табло появились не просто так, а в рамках создания Единой системы навигации города.

— Сейчас идет ее тестирование, чтобы понять, какой механизм будет лучше, — объясняет урбанист Аркадий Гершман. — Предыдущий принцип навигации с полным перечнем станций не работает, поскольку московское метро растет и расширяется, список становится длинным. Получается, что пассажир спускается вниз, сходит с эскалатора, видит указатель и встает, читает весь этот «талмуд», чтобы понять, куда ему идти дальше. Это все создает пробки. Такой принцип может сработать в Новосибирске, в Казани, в городе, где две-три ветки и максимум 30 станций. Чем больше метро, тем сложнее так делать. Поэтому система навигации в столичной подземке будет строиться на других принципах.

Урбанист рассказал, что новая навигация предполагает совершенно иную логику пользования метро. Сейчас пассажир может зайти в подземку и только на эскалаторе, увидев табло, понять, в какую сторону ему нужно ехать. Теперь же человеку придется планировать свою поездку заранее, прикинув свой маршрут у схемы рядом с кассой.

— Пассажир уже знает, какая ему ветка нужна и какая пересадка, — продолжает Гершман. — Нужно только понять: направо или налево, на север или юг. Такая же логика во всех метрополитенах мира, соразмерных московскому.

Но есть и другое мнение.

— Любая навигация должна быть текстово и графически понятной, — объясняет психолог-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Анастасия Перл. — Слишком большое количество символов, расположение навигации в труднодоступных глазу местах, а также неоднозначная трактовка идеограмм усложняют восприятие и переработку человеком информации. В ситуации нахождения в новом месте человек испытывает стресс и осуществляет поисковое поведение через наглядно-действенное мышление. В этом случае требуется однокомандное действие: увидел знак — пошел в нужном направлении. В случае если человек не видит навигацию или вынужден в ней разбираться дополнительно, возникает напряжение. А это, в свою очередь, снижает скорость реакции и ориентировочный эффект.

Москвичи, постоянно пользующиеся метро, смогут привыкнуть к новой системе навигации через несколько лет, считают специалисты. А вот что делать приезжим?

— Люди не понимают принципа, по которому работает новая схема, — считает генеральный директор компании, занимающейся проектами по навигации, Леонид Агрон. — Например, «север — юг» — это сложившаяся практика в городах, где люди оперируют понятиями сторон света. У нас это не так развито, у нас все используют понятия «центр» и «из центра». В тех табло, что уже есть, больше проблем, чем решений. Например, надпись «Медведково, в центр» не работает: «Медведково» — это не центр, а поместить туда центральную станцию нельзя, получается противоречие. Или вот взять ориентировку на кольцевой станции «Проспект Мира», где написано: до такой-то станции. Понятно, что люди пытались придумать направление, но предлог «до» — в нашем понимании конечная. Лучше уж «к» или «через», что было бы правдой. Система не работает даже в самых базовых вещах, потому что это калька с английской версии.

Аркадий Гершман тоже пока не видит идеального варианта.

— Я сторонник того, чтобы указывать стороны света, — говорит он. — Все привыкли, что на схеме метро есть верх и низ, север, юг, запад, восток. Но на Кольцевой линии такого не повесишь. Или синяя линия, которая идет с севера на север. Центр и из центра — такая логика понятна почти всем. Но непонятно, где находятся границы центра — на Кольцевой линии или на расстоянии 1–2 станций в направлении к спальным районам? Беспроигрышный вариант — указывать конечные станции. Но и такое ориентирование сложно даже для коренных москвичей, ведь конечные станции иногда меняются. Поэтому я пока не вижу единственного варианта, который всех устроит.

В свою очередь Леонид Агрон предлагает менять навигацию постепенно: оставить, к примеру, полный список станций, добавив маркировку «на север». И только потом, когда люди привыкнут и если это действительно будет нужно, убирать станции. «Переходный период может продлиться лет пять», — считает эксперт.

В пресс-службе Московского метрополитена «МК» сообщили, что «помимо указания направления на север/юг на станции обязательно должны быть размещены списки станций по направлению движения поезда. До конца 2018 года на всех станциях метро будет размещена единая навигация с указанием на табло полного списка станций, до которых следуют поезда по обе стороны платформы». Ну что ж, хорошо бы. Правда, непонятно, зачем вообще нужно было затевать эту канитель.

В любом случае москвичам пока приходится запасаться терпением и включать интуицию, а гостям города — смекалку. В нашем метро и раньше заблудиться было проще простого, а сейчас квест еще и усложнился.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27525 от 19 октября 2017

Заголовок в газете: Транспорт нетрадиционной ориентации

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру