На Якиманке появился "памятник-призрак" Исламу Каримову

Он задрапирован в белое, в сквер пока никого не пускают

Мир меняется: в 2016 году в Москве решили увековечить память недавно умершего президента Узбекистана Ислама Каримова и поставить ему бронзовый памятник. Поставили сейчас, два года спустя. Правда, с тех пор в районе сменился муниципалитет, а в Узбекистане — отношение к покойному главе государства. Поэтому тех, кто рад статуе, мало.

Он задрапирован в белое, в сквер пока никого не пускают
Автор монумента — известный скульптор Дэй Пол. Как рассказали «МК» полицейские, дежурящие на площадке, открытие памятника было запланировано на 16 октября, а в реальности произойдет в ближайшие дни.

Памятник стоит посреди маленького, но пышного сквера на Большой Полянке, рядом с Казачьими переулками, где находится посольство Узбекистана. Бронзовая композиция закутана в белый «шатер» — а еще больше этот чехол, скрывающий памятник, похож на паранджу. В окрестностях ходят, сидят, стоят поодиночке, парами и группами простые рабочие разного возраста. Граждане, собственно, Узбекистана.

— Ну, он был президент, знаменитый человек, — говорит Ильхом, бригадир строителей. — И хороший был, и плохой, по-разному. Пусть стоит.

— Он президент, — повторяет совсем юный коллега Ильхома Изат, вынимая из одного уха беспроводной модный наушник. — Извините, плохо говорю по-русски…

Но в сам сквер простых соотечественников покойного президента не пускают: проход заперт металлической решеткой, вокруг шатра со статуей водят хороводы суровые охранники с чисто славянскими лицами. «Когда откроют? Не знаем!» — вот и весь разговор.

«Пиратские» фотографии, дающие понятие о том, как будет выглядеть памятник, сделали 14 октября местные муниципальные депутаты: данная территория относится к району Якиманка. «О том, что памятник здесь установят, мы узнали в середине сентября прошлого, 2017 года, — рассказал «МК» глава местного муниципального собрания Андрей Морев. — С тех пор мы неоднократно обращались в мэрию и Мосгордуму, в посольство Узбекистана, пытались инициировать референдумы и собирали митинги. Но все оказалось бесполезно».

По словам Морева, несколько сотен подписей были собраны в традиционном виде, а еще около 7 тысяч — в Интернете, на популярном сайте петиций. Но они не возымели действия, поскольку все было решено раньше, еще в 2016 году.

— Выяснилось, что два года назад предыдущий состав муниципального собрания вынес резолюцию, что не возражает против установки памятника, — поясняет Морев. — Эта бумага была пущена в ход, обратной силы не имеет. Впрочем, даже если бы и имела, роль такого документа, увы, чисто номинальная: муниципалитеты в Москве имеют лишь совещательный голос в большинстве вопросов, в том числе и в том, что касается монументального искусства.

Заметим, что с тех пор изменились не только состав и позиция муниципальных депутатов района Якиманка. Фигура Ислама Каримова, первого постсоветского президента Узбекистана с советскими корнями, теперь считается спорной и в самой республике. Так, по информации сайта Фергана.ру, государственным СМИ страны рекомендовано воздерживаться от восхваления периода правления Каримова. Впрочем, по сей день множество географических объектов в Узбекистане носят имя первого президента страны.

Напомним, сквер, в котором установлен еще не открытый памятник Каримову, получил имя первого президента Узбекистана сразу после его смерти в 2016 году. Тогда по этому поводу возникла дискуссия о правомерности такого именования: московское законодательство требует, чтобы между смертью того или иного деятеля и увековечением его имени в топонимах прошло не менее 10 лет.

— Это правило имеет простую цель: сделать так, чтобы память о человеке «отстоялась», стабилизировалась, чтобы можно было спокойно оценить его историческую роль, — рассказывал корреспонденту «МК» топонимист Михаил Горбаневский. — Но его несоблюдение стало хроническим: если в середине нулевых годов появление на карте улицы Кадырова в Южном Бутове вызвало массовое возмущение, то имя Александра Солженицына породило куда меньше нареканий.

Добавим: за последние годы к Ахмату Кадырову и Александру Солженицыну добавились президент Венесуэлы Уго Чавес (улица около Ленинградского проспекта), лидер Кубы Фидель Кастро (площадь на Соколе) и еще несколько имен такого же калибра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27811 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: На Якиманке появился памятник-призрак

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру