В столице одновременно возникло несколько конфликтов с возможной застройкой парков

Поводом для вторжения на природные территории служат инфраструктурные нужды

Сразу несколько «горячих точек» на карте столицы появились в начале октября на территории парков. В Воронцовском парке на юго-западе Москвы отгородили и вырубают участок для строительства энергетического объекта, а на Олимпийском проспекте в Екатерининский парк вторгается транспортно-пересадочный узел, традиционно запроектированный в виде высотных зданий. Эти и другие случаи вызывают протесты жителей районов: отношение к зеленым территориям в мегаполисе традиционно нервное. «МК» разбирается, почему такие конфликты становятся возможными и что могут в этой ситуации сделать горожане.

Поводом для вторжения на природные территории служат инфраструктурные нужды
Воронцовский парк: работы начались неожиданно.

Утром 1 октября вокруг одного из уголков Воронцовского парка начали строить забор. Внутри «пятачка» заработала техника: валили деревья, зачищая территорию. Практически сразу на месте появились несколько десятков человек, которые пытались не дать окружить площадку сплошной стеной из профнастила.

Что именно здесь собираются строить — ни для кого не было секретом: по проекту на этом участке появится так называемый переходный пункт линии электропередач. Дело в том, что с 1958 года через Воронцовский парк идет высоковольтная линия, сейчас ее переносят под землю, но лишь частично. На границе наземного и подземного участков ЛЭП и собираются построить «переходник» — выглядит он как небольшая трансформаторная подстанция, то есть парк не украшает.

— Можно было бы заключить под землю всю ЛЭП, — говорит Владимир, один из дежурящих на площадке активистов. — Можно было бы применить другой тип опоры, чтобы кабельный ввод происходил прямо внутри нее. Но они решили сделать подешевле…

Днем ранее, 30 сентября, стало известно, каким будет транспортно-пересадочный узел у будущей станции метро «Суворовская», который запланирован на месте автомобильной площадки напротив Уголка Дурова. Оказалось, что этот узел — примыкающий к реконструируемому «Олимпийскому» и возводимый тем же застройщиком — будет состоять из трех высотных зданий, с максимальной отметкой в 220 метров. Кроме офисной высотки будут построены жилая (119 метров) и стартовый дом для реновации (80 метров). Почему все это называется «транспортно-пересадочным центром» — остается загадкой. Каким образом амбициозный проект «залезает» на территорию Екатерининского парка — не более понятно. На общественных слушаниях застройка оправдывалась нуждами городской инфраструктуры.

Переходная подстанция парк совсем не украсит.

Наконец, 3 октября в соцсетях, посвященных «Лосиному Острову», появились сообщения, что «инфраструктурные» вырубки коснулись и этого национального парка: в районе Метрогородок вырубают просеку под линией электропередач. Представители подрядчика объясняют вырубку нормами безопасности (деревьев и кустарника в 25 метрах от высоковольтных проводов быть не должно), но жители района буквально в панике и ожидают появления на лесной территории строительной техники.

Корень у этих проблем, по сути, один и тот же: природоохранное законодательство Москвы защищает от застройки зеленые территории (прежде всего — имеющие статус особо охраняемых, но не только), но с рядом оговорок. В частности — закон разрешает в определенных случаях строительство инфраструктурных, спортивных и рекреационных объектов и на таких территориях. Подразумевается — только в тех случаях, когда без этого нельзя. Но на деле оказывается, что — почти всегда, когда это удобно влиятельному застройщику.

Что делать с этим «природным явлением» — тоже в принципе понятно. Прежде всего — изъять из законодательства норму о допустимости инфраструктурной, рекреационной и спортивной застройки на ООПТ. Да, это лишит администрацию парков возможной прибыли от аренды, сделает менее удобной реконструкцию инженерных сетей. Но при нынешней плотности населения зеленые зоны — это жизненно важный актив для города. Этот пункт, кстати, содержался в предвыборных программах многих кандидатов в депутаты Мосгордумы, сумевших занять депутатские кресла. Удастся ли воплотить эту идею — увидим в ближайший год.

Пока же приходится действовать ограниченным набором «инструментов». В частности, активисты Воронцовского парка составили свою программу действий: организовать митинг, кампанию в СМИ, одновременно написать обращения в прокуратуру и всевозможные инстанции — от районной управы до Администрации Президента. Подобные действия уже давали в прошлом положительный эффект: на том же юго-западе удалось отстоять от застройки часть Битцевского лесопарка, на севере успехов достигли защитники парка «Дубки». В том же Воронцовском парке жители сумели в 2017 году отклонить проект благоустройства, превращавший парк из природного в развлекательный.

— Технология работы с такими угрозами в принципе есть, — рассказывает муниципальный депутат Тверского района Кетеван Хараидзе. — Недавно нам удалось отбить от застройки сквер в очень «лакомом» для застройщиков месте — на Цветном бульваре. Вопрос заключался в том, что эта земля, по сути пустырь, была зарезервирована под образовательные цели — якобы для детского сада. Но мы выяснили и сумели доказать мэрии, что детских садов и других образовательных учреждений в районе достаточно. Пришлось написать кучу писем, ходить в Москомархитектуру и правительство Москвы, многократно их упрашивать. В результате многочисленные подписи и обращения сработали — случилось чудо: сквер передали жителям, сейчас там идет благоустройство.

Один из главных вопросов при таких конфликтах — вид разрешенного использования того или иного участка. Он может меняться только через публичные слушания — причем применительно к ООПТ изменение этого вида практически невозможно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28092 от 4 октября 2019

Заголовок в газете: На парк! Внимание! Марш!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру