Бюджет на благо москвичей

Расходы столицы по-прежнему остаются социально ориентированными

19.11.2019 в 19:32, просмотров: 3718

Ближайшие дни в столице пройдут под знаком решения вопросов, касающихся утверждения бюджета. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что бюджет города Москвы сохраняет положительную динамику, которая удерживается уже несколько лет, — значительная часть расходов выделена на содержание государственных программ, а главным приоритетом остается социальная сфера: развитие здравоохранения, образования, помощи незащищенным слоям населения.

Бюджет на благо москвичей
Наибольший объем расходов приходится на реализацию программы развития транспортной системы.

— Принятый сейчас бюджет закладывает позитивную динамику по расходам и доходам. Я считаю, что выбрана правильная бюджетная политика, и московский бюджет по-прежнему можно считать социальным. В этом отличие от бюджетов других стран: доплата к пенсии и прочие дотации для нас в приоритете. Конечно, это можно критиковать, однако это важно. Сохраняется значительная роль инвестиций, и корректно сравнивать наш бюджет в этом разрезе можно только с Санкт-Петербургом. Что же касается программной составляющей, то она высока — более 90% средств идет на реализацию государственных программ, притом что Москва всегда была пионером программных расходов. В доходной части основная составляющая — НДФЛ и налог на прибыль, доля земельно-имущественных налогов стала выше, но она не играет ключевой роли. Хотя упорядочивание арендных платежей — это очень важно. Я бы отметил, что рост НДФЛ сдерживается федеральным бюджетом, и это очень важно для горожан, — отметил в разговоре с «МК» завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

Главное — здоровье!

Строка бюджета, которая так или иначе касается всех москвичей, — это здравоохранение: с ним сталкиваются даже те, кто пренебрегает регулярными диспансеризациями. В сфере здравоохранения приоритетным признали обеспечение льготников лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием, а также закупку современного оборудования. В целом проект бюджета предусматривает увеличение расходов на здравоохранение на 30 процентов.

Предусматриваются средства на продолжение реализации проекта бесплатной общедоступной диспансеризации населения в летних павильонах «Здоровая Москва».

— Расходы на здравоохранение остаются ключевыми, — говорит Владимир Климанов. — Я бы хотел отметить, что несколько лет подряд не утихали дискуссии: насколько целесообразна с точки зрения бюджета была оптимизация учреждений образования и здравоохранения, которая прошла несколько лет назад. Однако сегодня мы видим, что все обещания насчет заработных плат работников этих сфер были выполнены, здравоохранение успешно существует. Наш город всегда растет, нужно это учитывать.

Продолжится работа, связанная с профилактикой инфекционных заболеваний. На приобретение качественных и безопасных вакцин в проекте бюджета на 2020 год выделяется 2,7 миллиарда рублей. По сравнению с 2019 годом будут значительно увеличены закупки вакцин против вируса папилломы человека, менингококковых инфекций и коклюша.

Бюджет 2020 года ставит акцент на развитии первичного, то есть поликлинического, звена. Уже заявлены планы на программу ремонта — приведут в порядок 135 поликлиник в разных районах города.

Ожидается, что до 2022 года в столице будут построены еще 32 новые поликлиники общей площадью 300–350 тыс. квадратных метров. Таким образом, количество мест, куда пациенты могут обратиться за медицинской помощью, увеличивается.

Город не стоит на месте

По словам руководителя Департамента общественных финансов Финансового университета Светланы Солянниковой, сегодня наибольший объем расходов приходится на реализацию программы развития транспортной системы. Это означает — на развитие общественного транспорта и улично-дорожной сети, без которой невозможно создание комфортной городской среды и повышение качества жизни населения.

— Представленный проект московского бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, законодательству города Москвы, а также стратегическим документам регионального и федерального уровней. Он обеспечивает рост качества жизни граждан, стимулирует экономический рост и может рассматриваться как бюджет развития, — отметила Светлана Солянникова. Она принимала участие в общественных слушаниях в качестве финансового эксперта и убеждена, что развиваться транспорт в Москве будет динамично.

Такого же мнения придерживается Михаил Блинкин, директор Института транспорта Высшей школы экономики. По его словам, программы по транспорту и городской среде вполне разумны и по деньгам, и по объектному перечню.

— Планы Москвы на ближайшие годы уже совершенно понятны. Москва, конечно, будет продолжать строить и развивать метрополитен. Сравните, например, схему метро 2010 и 2020 годов: они различаются по протяженности и числу станций почти вдвое! Точнее, в 1,8 раза — но и это грандиозные перемены. Плюс Москва, по образцу европейских городов и по замыслам российских инженеров прошлого века, ввела в тело города нормальные городские железные дороги, — считает Блинкин.

Напомним, что в ближайшее время в столице будет реализовано несколько масштабных проектов, например, запуск движения по Московским центральным диаметрам или открытие БКЛ в метрополитене. В 2020–2022 годах планируется ввести в эксплуатацию 67,7 километра линий, 27 станций и два электродепо. В частности, речь идет об участках Большой кольцевой, Солнцевской (от «Рассказовки» до станции «Внуково»), Сокольнической (от «Коммунарки» до «Потапова»), Люблинско-Дмитровской (от «Селигерской» до района Северный) линий.

Основными приоритетами в сфере дорожного строительства являются завершение строительства хордовых магистралей (Северо-Восточная хорда, Северо-Западная хорда, Южная рокада и Юго-Восточная хорда), продолжение формирования транспортной системы ТиНАО, строительство южного дублера Кутузовского проспекта, а также завершение программы реконструкции развязок на МКАД. Всего до 2022 года планируется построить свыше 300 километров дорог, более 60 пешеходных переходов и около 100 искусственных сооружений (мосты, эстакады, путепроводы).

По-прежнему основным приоритетом бюджета развития являются расходы на решение транспортных проблем Москвы.

Социальная сфера — главная сфера

— Бюджет Москвы на 2020 год, несомненно, социально ориентированный финансовый план, хотя в нем есть и другие (например, инвестиционные) приоритеты. Понятно, что общественные слушания — это даже не «нулевое чтение», однако роль специалистов и общественности Москвы в разработке бюджетного законопроекта в 2020 году возросла, — поделился в разговоре с корреспондентом «МК» политический технолог Дмитрий Орлов.

Социальная сфера остается безусловным бюджетным приоритетом: расходы социальной направленности составляют более половины расходов бюджета и запланированы с опережающим ростом к расходам бюджета в целом. На 2020 год намечено существенное увеличение финансирования таких социальных программ, как «Столичное образование» (на 25,8%), «Социальная поддержка жителей города» (на 18,4%), «Столичное здравоохранение» (на 30,4%). Средства пойдут на социальную поддержку москвичей, развитие и обновление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты, индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы и выплату ежемесячных надбавок. В целом мерами социальной поддержки за счет средств городского бюджета охвачено около 4,5 миллиона горожан.

Непосредственно на оказание мер социальной поддержки москвичей в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в бюджете предусмотрено 495,3 миллиарда рублей. По сравнению с 2019 годом эти расходы увеличатся на 19 процентов.

Бюджетное финансирование жилищного строительства будет осуществляться за счет средств АИП и субсидии Московскому фонду реновации жилой застройки. Отметим, что с 2020 по 2022 год для реализации городских программ планируется построить 3,4 миллиона квадратных метров жилья. В новых кварталах создадут комфортную городскую среду с благоустроенными зелеными дворами, парками и зонами для отдыха. Кроме того, в шаговой доступности будут социальные и торговые объекты, а также предусмотрен удобный общественный транспорт.

— На мой взгляд, больше средств можно было бы выделить на обеспечение жильем очередников. Да, Москва делает много, если сравнивать с показателями других регионов, но довольно мало в сравнении с тем, какие есть возможности. Идеально было бы сократить срок ожидания квартиры до 5 лет. Прочие же нюансы — например, выполнение работ по благоустройству и в рамках капитального ремонта — чаще зависят от власти на местах, а не от средств в бюджете, — говорит председатель комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Надежда Косарева.