Напомним, ныне существующий Большой Каменный мост был открыт в 1938 году одновременно с Крымским, Большим Москворецким и Большим Устьинским мостами. Эта серия мостов заменила одноименные старые переправы через Москву-реку: после постройки канала Москва — Волга к стенам Кремля стало возможно подойти на крупных судах типа «река — море», и мосты требовалось повысить для их пропуска. С тех пор Большой Каменный пережил несколько крупных ремонтов, но они не затрагивали структурные элементы моста. Например, в конце 1940-х годов проезжую часть полностью переустроили, демонтировав трамвайные рельсы — однако специальные опоры, рассчитанные на повышенную массу и вибронагрузку трамвайных путей, сохранились.
Нынешний ремонт моста будет максимально полным, и после его завершения ресурс сооружения будет продлен еще на многие десятилетия, пояснил заммэра Москвы, курирующий городское ЖКХ и благоустройство, Петр Бирюков. «За 80 с лишним лет непрерывной эксплуатации на конструкциях появились трещины, обветшали опоры, в некоторых местах наблюдаются разрушения швов и гранитной облицовки, - констатирует чиновник. - Фактически мост пересоберут заново, при этом он не будет полностью закрываться и продолжит функционировать. Впервые эти технологии были применены при проведении капитального ремонта Большого Москворецкого моста, который был завершен в конце прошлого года».
В работах, как пояснил заммэра, задействуют около 200 специалистов и более 60 единиц строительной техники. Поскольку ремонтировать предстоит и структурные элементы моста, часть работы будет производиться с воды, при помощи барж и понтонов. Бетонные элементы и металлоконструкции будут отдефектованы и по необходимости обновлены, обустройство проезжей части полностью переделают, гранит и металлические решетки отреставрируют, как и витражи 1938 года. Работы по плану завершатся в IV квартале 2021 года.
Заметим, что незадолго до начала ремонтных работ (впрочем, на тот момент уже запланированных) москвичи, проходившие по мосту во время репетиций Парада Победы, наблюдали, как мост вибрирует и колеблется при проходе тяжелой военной техники. Иными словами, тщательная ревизия технического состояния моста и его ремонт, похоже, действительно назрели.
На время работ тем, кому нужно будет пройти или (особенно) проехать по Большому Каменному мосту, придется претерпеть значительные неудобства. Хотя закрываться мост не будет, проезжая часть будет сужена ровно вдвое: пока ремонт будет идти на одной половине моста, вторая будет доступна для проезда по двум полосам в каждом направлении. Учитывая, что и в штатном режиме на мосту постоянно бывают пробки (чаще всего связанные со спецпроездом в Кремль, когда водителям на мосту долго приходится ждать зеленого света у Боровицкой площади) — суженный вдвое Большой Каменный мост окажется гиблым с точки зрения транспорта местом.
- На время проведения работ движение будет частично ограничено, для проезда транспорта будут доступны две полосы в каждом направлении, - сообщили в Центре обеспечения дорожного движения Москвы (ЦОДД). - При движении по Большому Каменному мосту в сторону Боровицкой площади для движения личного транспорта будет предназначена только одна полоса, по второй проезд будет разрешен только наземному городскому транспорту. Кроме того, будет ограничено движение по одной из полос в каждом направлении на Кремлевской и Софийской набережных.
В одной из компаний — разработчиков навигаторов для мобильных устройств «МК» сообщили, что к ним заблаговременно поступила информация о предстоящих работах, и сейчас алгоритмы навигаторов этого производителя лишь в самом крайнем случае направляют водителей на Большой Каменный мост, в 90% случаев советуя маршруты объезда. Основными альтернативами мосту, как рассказали картографы, являются Садовое кольцо, набережные Москвы-реки, Большой Устьинский и Большой Москворецкий мосты.
Отдельно отметим, что маршруты автобусов по Большому Каменному мосту сохраняются полностью. А вот троллейбусную сеть в этом месте, судя по всему, демонтируют полностью: так как у остановки «Кинотеатр «Ударник»» и на Ленинском проспекте уже имеются зарядные станции электробусов, маршрут М4 можно достаточно легко перевести на новый вид подвижного состава. Правда, необходимого для «четверки» количества электробусов, как сообщили «МК» источники в «Мосгортрансе», пока нет в наличии. А это, в свою очередь, может означать, что на этом маршруте придется временно увеличивать интервалы.