На Мясницкую вернули старинную вывеску магазина фарфора «Товарищества Кузнецова»

Буквы покрыты сусальным золотом

Кузнецовский фарфор – название, известное даже для тех, кто в принципе далёк от изучения истории быта. А вот информация о том, что Дом фарфора Кузнецова был одним из самых притягательных магазинов дореволюционной Москвы и находился в начале Мясницкой улицы – это уже для знатоков. Однако теперь не узнать этого будет сложно: волонтёры-энтузиасты отреставрировали оригинальную вывеску магазина 1903 года (созданную, кстати, архитектором Шехтелем) и вернули её на фасад дома на Мясницкой.

Так что отныне «Товарищество Кузнецова» прописалось на карте Москвы всерьёз и надолго – хотя ирония судьбы состоит в том, что фарфор, в отличие от создателя, в течение 120 лет никуда не исчезал с насиженного места…

Буквы покрыты сусальным золотом

Вечером в четверг, 6 августа, прямо на тротуаре около дома №8/2 по Мясницкой улице – импровизированная вечеринка. На первый взгляд – без причины, ведь ничего толком не изменилось. Если поднимаешь взгляд, то понимаешь – изменилось: на здание вернулись две золочёные вывески «Товарищества Кузнецова»: их в 1903 году сделал Фёдор Шехтель. Фигура архитектора в представлении не нуждается – фактически отец-основатель московского модерна, Шехтель для Москвы примерно то же, что Гауди для Барселоны. Поэтому и вывеска получилась совсем не простая.  

Буквы были покрыты настоящим сусальным золотом – достаточно расточительно даже для сытой Москвы начала ХХ века, но Кузнецов мог позволить себе такую блажь. На этой стороне здания – над высокими окнами, выходящими на Мясницкую улицу – были только витрины, в которых выставлялся фарфор.

Вывеска исчезла с глаз москвичей после революции, и напоминали о ней только старые фотографии, но на самом деле обнаружили её примерно 15 лет назад – и волонтёры, работающие на защите московской старины, ещё долго не могли к ней подступиться.

– Мы просили альпинистов поковыряться наверху, чтобы проверить, не осталось ли ещё чего-то. Две гранитные плиты сегодня смотрятся очень странно, и кажется, что у Шехтеля тут не сработал вкус… но это не так! Дело в том, что зефирно-тортовый вид розового с белым дом приобрёл только в советское время, а изначально он был каменным, буро-розоватого тёмного цвета, монументальным и мощным. Может быть, однажды Москва будет готова вернуть ему настоящий облик. Но речь о том, что вывески выглядели органично, - объяснила Наталья Тарнавская, руководитель волонтёрского проекта «Вспомнить всё».

Восстанавливали вывеску фактически всем миром: принимали участие не только профессиональные реставраторы, но и волонтеры, и просто неравнодушные москвичи. Причём участвовали по-разному: кто-то просто жертвовал деньги на интересный проект, а кто-то сам приезжал поработать кисточкой и скребком.

– Когда мы залезали на леса, мы не совсем понимали, как всё это будет выглядеть. Приходилось решать в процессе. Но мы не ожидали, что вывеска окажется такая классная! – рассказывает реставратор Екатерина Дмитриева, одна из авторов проекта.

История дома №8 примечательна тем, что революция и прочие перипетии ХХ века его фактически не затронули – если можно так выразиться! – и здесь продавали фарфор в течение почти 120 лет, вот только владельцы магазина менялись.

Последний собственник фарфорового магазина не разрешал проводить никаких работ, когда к нему приходили с просьбой и с соответствующими бумагами от Мосгорнаследия. Однако здесь последствия пандемии оказались кстати: собственник не выдержал карантина и очень вовремя покинул дом №8, и специалисты смогли начать благородное дело. Работы стартовали в июне – и уже в начале августа москвичи увидели золоченые буквы. Так что фарфор в здании больше не продают – зато информация о прошлом надолго закреплена на фасаде.

Впрочем, история ещё не окончена. Теперь в центре внимания активистов – остатки шехтелевской плитки в другом конце здания, в арке по Большому Златоустинскому переулку.

«Плитка, как у нас зачастую принято, закрашена краской, но от этого она не стала менее ценной и прекрасной. Много времени и сил пришлось положить на то, чтобы плитку укрыли фанерными щитами, поскольку арка постоянно используется для завоза стройматериалов и складирования», - объясняет градозащитник Эрик Шахназарян».  

Так что в планах на ближайшее время – подготовка обращения в столичный департамент культурного наследия с просьбой признать плитку предметом охраны.

На Мясницкую вернули старинные вывески работы Шехтеля

На Мясницкую вернули старинные вывески работы Шехтеля

Смотрите фотогалерею по теме