В Москве найдены лучшие скульптуры Быков для новогодних фото

Моделью для одной из них послужил настоящий "секс-символ"

Наступающий Год Быка зовет в дорогу – колесить по родной Москве в поисках «виновников торжества». Живых воплощений будущего символа 2021-го мы оставим в покое, зато займемся «охотой» на самые знаменитые и самые таинственные бычьи скульптуры в столице.

Моделью для одной из них послужил настоящий "секс-символ"
Павильон «Мясная промышленность»

Самое «бычье» место в Москве (мы говорим именно о скульптурах животных) – Выставка достижений народного хозяйства. А на ВДНХ самое густонаселенное бычьими изваяниями место – павильон «Мясная промышленность».

Это монументальное здание в стиле сталинского ампира было построено по проекту архитекторов Лисицина и Чернобая в 1954 году и именовалось поначалу куда более прозаически: павильон «Главмясо». Столь неказистое название данная выставочная «точка» унаследовала от предшественника – павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года, посвященного мясной тематике.

При послевоенном переустройстве выставочного городка это здание снесли, поставив взамен новое. А по сторонам главного входа в него поставили две гигантские скульптуры быков-чемпионов, украшавшие прежде сломанный павильон «Главмясо». Увы, те два скульптурных монстра до наших дней не сохранились. Но тем не менее парадный фасад ныне существующего выставочного павильона все-таки изрядно «населен» бычьими изображениями.

Аж четыре характерных рогатых головы украшают верхние части колонн входного портика павильона. Эти барельефные изображения здесь оригинальным образом заменяют классические капители.

Но главное, самое заметное бычье изваяние расположено высоко над портиком. Там установлена огромная (высота с постаментом более 8 метров) скульптурная группа под названием «Боец с быком». Насчет бойца – некоторая натяжка или даже серьезное обобщение. Изображен некий атлет-колхозник, удерживающий бунтующего зверя на цепи. А вот сам бык…

Бычара на крыше павильона, как считают некоторые исследователи, является скульптурным портретом конкретного живого существа. В роли натурщика был использован знаменитый оренбургский бык-производитель по кличке Нарт. Эта рогатая зверюга в 6-летнем возрасте весила 1170 килограммов. А количество Нартовых детей-телят не поддается подсчету. За свою супер-производительность и качество работы по части производства наследников данный «коровий самец» был удостоен многих медалей на выставках. Вот уж настоящий секс-символ!

Автором «мясо-промышленной» скульптуры является скульптор Наум Конгиссер. Однако дотошные краеведы нашли у «главного быка ВДНХ» брата-близнеца. Увы, ныне уже «покойного».

Скульптура, о которой идет речь, находилась далеко от Москвы – в южном городе Сочи. До поры до времени она венчала здание тамошнего мясокомбината. Однако уже в наши дни при реконструкции предприятия старый корпус был ликвидирован, а венчающее его изваяние при этом погибло: бык и его укротитель оказались сделаны из армированного бетона и при попытке их демонтажа разрушились.

Судя по найденной информации, можно сделать вывод, что сочинский чудо-бык появился раньше своего двойника с ВДНХ. Существует довольно любопытная версия о том, почему так произошло. Якобы, при подготовке к возведению павильона на Выставке достижений выяснилось, что в смете не заложено достаточно средств на оплату создания венчающей здание огромной скульптуры. Тогда «профильный» министр Анастас Микоян вышел из положения со свойственной ему гибкостью. Он придумал заложить все затраты на авторскую работу скульптора в смету по развитию комплекса сочинского мясокомбината. А для павильона «Мясная промышленность» на ВДНХ сделали копию скульптуры, уже изготовленной и установленной в Сочи, - она обошлась гораздо дешевле и таким образом «влезла» в смету.

Прописана в столице и еще парочка бычьих скульптур с весьма интересной биографией. Впрочем для подавляющего большинства москвичей эти изваяния являются сейчас «невидимками».

Речь идет о двух чугунных скульптурах, изображающих быков, которыми в свое время решили украсить главный вход мясоперерабатывающего комбината им. Микояна.

Фото: mikoyan.ru

Эти изваяния красивых породистых животных создал еще в первой половине ХIХ века знаменитый русский скульптор Петр Клодт – автор всем известных коней на Аничковом мосту в Петербурге. Петр Карлович был признанным мастером именно конных скульптур, однако он талантливо ваял и других животных. Этих двух быков ему заказал князь С. М. Голицын для своего «Подмосковного Версаля» - усадьбы Влахернское-Кузьминки. Клодтовские красавцы-производители с кудрявыми чубами на головах украсили собой вход в одно из усадебных зданий – так называемый Молочный павильон, где гостей, приезжавших к князю, угощали вкуснейшими продуктами – молоком, сметаной, творогом…

При советской власти богатую усадьбу разорили, здания приспособили под утилитарные нужды. Прежние скульптурные «излишества» были теперь ни к чему. В результате быки Клодта из Кузьминок исчезли. Но они не сгинули, как многие другие усадебные достопримечательности. Чугунные скульптуры перевезли на юго-восточную окраину тогдашней Москвы, в район Крестьянской заставы, где заканчивалось строительство новых корпусов для Первого московского колбасного завода, который уже вскоре был переименован в честь своего основателя – стал называться Московским мясокомбинатом имени Микояна.

На протяжении довольно долгого времени скульптуры клодтовских быков украшали собой главный вход на мясокомбинат. Однако позднее, в начале 1980-х, когда была построена для предприятия новая центральная проходная, выходящая фасадом на улицу Талалихина и Волгоградский проспект, эти памятники монументального искусства перенесли. Теперь они оказались на внутренней территории мясокомбината, так что граждане, проходящие мимо этого предприятия, их увидеть, увы, не могут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру