Транспортный рост мегаполиса

В ближайшие годы завершится формирование новой транспортной системы Москвы, которая объединит разные виды общественного транспорта

Российская столица в последние годы уверенно демонстрирует высокие темпы градостроительного развития. И связано это не только с рекордами по вводу недвижимости, но и с беспрецедентным ростом инфраструктуры, в первую очередь — транспортной. Такого масштабного строительства дорог, железнодорожных путей, метро, трамвайных линий и пересадочных узлов, объединяющих все виды транспорта в единую интегрированную систему, Москва не знала прежде.

В ближайшие годы завершится формирование новой транспортной системы Москвы, которая объединит разные виды общественного транспорта
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

В 2011 году была разработана концепция единого транспортного каркаса всей столицы. Она предполагает создание новой, дополняющей кольцевую структуру города, системы скоростных хордовых автодорог, связок с существующими вылетными магистралями, а также активное строительство метро и развитие пассажирского движения по радиальным направлениям железных дорог. Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, единый транспортный каркас Москвы сформируют к 2024 году: «Будет достроена Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также запущена система скоростных хордовых магистралей».

Для решения этой задачи за прошедшее время было сделано немало. Начиная с 2011 года в городе было построено 1121,3 км дорог, что составляет 20% от существующей улично-дорожной сети. Помимо этого, строители возвели 331 искусственное транспортное сооружение и 274 внеуличных пешеходных перехода. Кроме того, за 11 лет в 1,5 раза выросла сеть московского метро: было введено в эксплуатацию более 200 км линий метро, около сотни станций подземки и МЦК, а также 11 электродепо для обслуживания поездов. При этом работа продолжается, ключевые транспортные объекты должны быть сданы уже в ближайшие годы.

На земле…

Несмотря на хороший задел, созданный в предыдущие годы, планы на будущее не менее масштабны: до конца 2024 года на территории столицы планируется построить 249 км дорог и около 130 различных транспортных сооружений. «Бурное развитие Москвы, связанное во многом с активным строительством недвижимости, требует создания эффективной транспортной модели. В столице ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 100 км дорог», — отметил А. Бочкарёв.

При этом главным дорожным проектом на ближайшие годы станет Московский скоростной диаметр (МСД) — новая транспортная артерия столицы, которая объединяет Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды и пройдет от Симферопольского шоссе до магистрали Москва — Санкт-Петербург с ответвлением на трассу Москва — Казань. В районе станций Новохохловская МЦД-2 и МЦК скоростной диаметр будет связан с Третьим транспортным кольцом. Помимо этого, новая дорога свяжет крупнейшие вылетные магистрали: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское, Каширское и Варшавское шоссе, Рязанский и Волгоградский проспекты, а также шоссе Энтузиастов. Предполагается, что МСД улучшит обслуживание 5 млн жителей более чем в 40 районах города.

Ряд южных участков МСД возводится силами Группы компаний «Мосинжпроект». В их составе строятся десятки искусственных сооружений. «В активном строительстве на реализуемых нашим холдингом участках скоростного диаметра находятся 15 эстакад, восемь путепроводов, три тоннеля и мост через реку Битцу», — уточнил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

При производстве работ сотрудники холдинга применяют современные технологии, доказавшие на практике свою эффективность. В качестве примера можно привести применение предварительно напряженной арматуры с натяжными канатами, использование специального гидроизоляционного слоя при устройстве дорожного покрытия и оборудование мачт освещения светодиодными светильниками. «В результате такой колоссальной работы помимо собственно улично-дорожной сети Москва получит сотни километров обновленных инженерных сетей и коммуникаций, десятки подземных пешеходных переходов и современную инфраструктуру наземного городского пассажирского транспорта», — пояснил Юрий Кравцов.

Вместе с тем просчитываются и варианты транспортного развития на более отдаленные сроки. «Сейчас прорабатываются планы города на две пятилетки: с 2023 по 2027 и с 2028 по 2032 год, в том числе в части развития новых радиальных и вылетных магистралей. По предварительным оценкам, за этот период предстоит построить порядка 590 км улично-дорожной сети, 117 различных транспортных сооружений и 92 внеуличных пешеходных перехода», — пояснил Андрей Бочкарёв.

Эта программа будет учитывать создание поперечных связей для ранее разрозненных территорий, развитие дорожной сети для районов новой застройки, в том числе по программе реновации. Столь масштабные планы развития дорожной сети отвечают планам и перспективам развития Москвы и всей агломерации. Они позволят улучшить транспортную доступность многих районов города, сократят время, затрачиваемое в дороге, а значит, повысят и комфорт жизни в столице.

И под землей…

В условиях многомиллионного мегаполиса именно метро остается самым эффективным видом транспорта по соотношению затрат на строительство и количество перевезенных пассажиров. Цель, поставленная мэром Москвы Сергеем Собяниным перед строителями, — обеспечить более 90% москвичей новыми станциями метро в шаговой доступности.

Настоящим вызовом для метростроителей стал проект строительства Большой кольцевой линии (БКЛ). Ее длина составит более 70 км, всего там расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров. «Это огромный, колоссальный проект. Сейчас только на строительных площадках работают более 30 тысяч человек. При этом продукцию для Большого кольца изготавливают еще более тысячи двухсот предприятий», — отметил Андрей Бочкарёв. Соединение радиальных направлений позволит людям перемещаться по разным секторам города без необходимости двигаться в центр, что сократит время в поездке и разгрузит центральную часть подземки как минимум на 20%.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Группа компаний «Мосинжпроект» с 2011 года участвует в Программе развития Московского метрополитена, выступая генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций. По словам Юрия Кравцова, за это время с участием холдинга построено и введено 125 км линий метро, более 60 станций и 11 электродепо. Сегодня специалисты Группы компаний ведут работы на 83 стройплощадках по всему городу, как на Большой кольцевой линии, так и на радиальных ветках метро. «Весь проект развития общественного транспорта Москвы направлен на повышение мобильности горожан. Для этого мы интегрируем метро с существующей железнодорожной сетью, с уже выстроенными и спроектированными маршрутами МЦД и МЦК», — подчеркнул Юрий Кравцов.

Важно отметить, что ни международные санкции последнего времени, ни экономические сложности не оказывают существенного влияния на скорость и качество строительства метро. Например, чтобы построить и оснастить оставшуюся часть Большой кольцевой линии, необходимо было поставить более 480 тыс. единиц различного оборудования. Из них 120 тыс. — оборудование производства компаний, находящихся в Западной Европе и США. Но московские метростроители нашли способы и решения для их замены: некоторые комплектующие уже были на складах, что-то удалось закупить у других поставщиков. На сегодня удалось заменить порядка 80% требуемых импортных материалов.

Параллельно с этим сегодня продолжаются работы по строительству новых радиусов и продлению существующих линий. Так, в мае этого года строители развернули активные работы на новой Рублево-Архангельской линии метро. Началась проходка тоннелей, на месте будущих станций «Народное Ополчение» и «Звенигородская» готовятся строительные площадки. Новая ветка соединит «Москву-Сити» с деловым центром в Рублево-Архангельском.

В начале сентября была завершена проходка последнего тоннеля «желтой» линии до аэропорта Внуково. Как рассказал Юрий Кравцов, на новом участке Солнцевской ветки также ведется сооружение станций «Пыхтино» и «Внуково». «На станции «Внуково» продолжается устройство основных конструкций, а на «Пыхтино» монолитные работы находятся в высокой степени готовности, ведутся архитектурная отделка и монтаж инженерных систем», — сообщил он. Ожидается, что приехать к терминалу аэропорта на поезде метро можно будет уже осенью следующего года. К концу 2023 года предполагается завершить строительство северного участка «салатовой» линии от станции «Селигерская» до станции «Физтех».

В конце этого года планируется начать подготовительные работы по строительству станции «Гольяново» на «синей» ветке. На сегодня уже утверждена трассировка участка и выполняются инженерные изыскания: геодезические, геологические, гидрологические, геофизические и экологические, необходимые для продолжения работ по проектированию.

Помимо этого, более чем наполовину завершены работы по строительству станции «Потапово» на Сокольнической линии метро. Примечательно, что она станет первой отапливаемой наземной станцией московского метрополитена. Для увеличения подачи теплого воздуха здесь установят дополнительное вентиляционное оборудование, а уменьшить теплоотдачу поможет утепление вестибюлей и установка двойных стеклопакетов на путевых стенах.

В активном строительстве находится будущая Троицкая линия, общая протяженность которой составит порядка 40 км — она соединит городской округ Троицк на территории Новой Москвы со станциями Московского центрального кольца. На ее центральном участке расположатся четыре станции: обеспечивающие переход на платформы МЦК «ЗИЛ» и «Крымская», пересадочная с одноименной станцией «оранжевой» ветки «Академическая» и «Вавиловская». Недавно началась тоннелепроходка между станциями «ЗИЛ» и «Крымская». Параллельно ведется строительство тоннелей от станции «Вавиловская» в сторону «Академической» и «Новаторской», причем первый тоннель между «Вавиловской» и «Новаторской» уже пройден на минувшей неделе. В скором времени строители начнут соединять тоннелями и «Крымскую» с «Академической».

Соседний участок Троицкой линии от пересадочной с одноименной станцией БКЛ «Новаторской» до «Бачуринской» на территории Коммунарки уже на высоком уровне готовности, и все его станции соединены тоннелями. В ближайшие годы планируется запустить эти два участка новой ветки для москвичей, а еще через несколько лет новая ветка придет из Коммунарки в Троицк, обеспечив интеграцию новых территорий столицы в транспортный каркас города.

Реклама. АО «Мосинжпроект»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28869 от 15 сентября 2022

Заголовок в газете: Транспортный рост мегаполиса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру