Москвичи меняют гастрономические привычки: реже ходят в кафе и заказывают еду

Спрос на общепит снизился на 20%

Еда вне дома вроде бы стала нормой столичной жизни: всё больше людей предпочитают заказать готовое, купить в кулинарии или поесть в кафе вместо того, чтобы стоять у плиты. Однако последний месяц демонстрирует обратную тенденцию: спрос на готовую еду снизился почти на 20%. Эксперты видят сразу несколько причин: во-первых, все больше людей задумываются об экономии, во-вторых, клиентов могло стать меньше. Есть ещё и третья причина – на фоне постоянного стресса москвичам просто не хочется есть.

Спрос на общепит снизился на 20%

В период с 21 сентября по 17 октября 2022 года количество заказов готовой еды из кафе и ресторанов снизилось на 19%, а онлайн-обороты заведений — на 17%: к таким выводам пришли эксперты одного из аналитических сервисов. По их словам, динамичный рост спроса на готовую еду, которым ознаменовались последние несколько лет, всё чаще даёт слабину – люди возвращаются к привычным и экономным форматам готовки дома и к тому, чтобы брать обед на работу с собой (вместо похода в кафе или онлайн-заказа).

Так, по данным опроса, проведенного в октябре 2022 года большинство россиян приносят обед на работу из дома — такой вариант ответа выбрали 62% опрошенных. Второй по популярности ответ – еда в столовой на работе: так делают 22%. Ещё 17% участников опроса покупают готовую еду в магазине, а 13% обедают в кафе и ресторанах рядом с работой. Всего лишь четыре процента опрошенных сегодня заказывают еду с доставкой. При этом москвичи по-прежнему возглавляют список тех, кто привык к «ленивым» вариантам, то есть к походам в кафе или покупке готовой еды.

Между тем представители столичного общепита отмечают, что даже в самых простых форматах – тех, куда приходят исключительно ради еды, а не ради досуга и удовольствия – в течение последнего месяца всё равно снизился спрос. Ну а те клиенты, которые остались, стали заказывать поменьше и попроще – не из жадности, предполагают официанты и администраторы, а скорее из-за отсутствия настроения.

– Обычно между 12 и 14 часами у нас аншлаг, из соседних офисов все приходят обедать. Очень много клиентов всегда днём, – рассказывает официант одного из небольших кафе вьетнамской кухни, расположенного около Москва-Сити. – Сейчас вроде тоже не пустуем, но очередей давно уже нет. Меньше людей приходит, а те, что приходят, заказывают меньше и едят быстрее. Руководство говорит, прибыль сократилась примерно на 15% за этот месяц.

Такими же невеселыми наблюдениями делятся его коллеги из расположенного по соседству недорогого грузинского кафе: мол, не простаиваем, но всё как-то тускло…

– Раньше люди задерживались надолго после обедов: работали с ноутбуками, проводили переговоры, пили кофе, кто-то вино заказывал, – рассказывают те, кто продаёт хачапури и хинкали. – Сейчас всё очень быстро: заказали бизнес-ланч, съели и ушли. Как будто топливо в себя закинули. Конечно, это против традиций грузинской кухни, но кто о ней сегодня вспоминает?

В одной из служб доставки готовой еды, куда «МК» обратился за комментариями, подтвердили снижение спроса на 15-20% в течение последнего месяца, однако более подробное разъяснение по конкретным позициям и составу заказов дать не смогли.

В свою очередь, в беседе с корреспондентом «МК» специалист-маркетолог Снежана Гурьева объяснила, что еда в ресторанах и заказ навынос – это довольно интересная ниша, которая сочетает в себе базовую потребность и своеобразный досуг, поэтому комментировать снижение спроса в этой нише достаточно сложно.

– Прежде всего нужно понять причины, которые мы «назначаем» виновными в снижении спроса. Даже если речь о желании сэкономить, не всё так однозначно: приготовить еду дома и принести с собой может выйти не слишком дешевле похода в кафе на бизнес-ланч, все зависит от предпочтений каждого человека. Если же речь о том, что на фоне стресса пропадает настроение, то такой клиент скорее просто откажется от еды, желания стоять у плиты и готовить самому у него точно не возникнет. Кроме того, есть ниша, которую мы называем «покупками для настроения». Скажем, кофе с пирожным после обеда или стакан кофе навынос человек может равновероятно заказать по двум причинам – потому что у него хорошее настроение и он хочет себя побаловать, или потому что у него плохое настроение и он хочет себя утешить. В любом случае, я бы поостереглась делать выводы всего месяц спустя. Нужно подождать хотя бы 60-90 дней, тогда станет понятно, как изменились потребительские привычки, – объясняет эксперт.

Как ранее писал «МК», специалисты склонны дифференцировать снижение спроса в дорогих заведениях общепита (с чеком свыше 1500 рублей на человека) и средних и бюджетных. Посещаемость дорогих ресторанов упала на 29% по сравнению с прошлым годом, а выручка сократилась на 20% — такую статистику приводит одна из исследовательских компаний. При этом у заведений среднего сегмента и ниже выручка снизилась всего на 8%. Как отметил омбудсмен в сфере столичного ресторанного бизнеса Сергей Миронов, причины снижения посещаемости ресторанов следует искать в эмоциональной сфере, а не в экономической — так что спрос скоро восстановится, если, конечно, жизнь не подкинет неприятных сюрпризов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28896 от 24 октября 2022

Заголовок в газете: Настроение москвичей — диетическое

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру