В Москву доставили уникальный троллейбус

Он будет ходить по «музейному» маршруту

К новогодним праздникам жителям столицы подготовили очень оригинальный подарок. В город привезли уникальную по нынешним московским временам пассажирскую машину - троллейбус. Причем не современный, а ретро. «Старичку» ЗиУ-5 предстоит возить пассажиров по единственному сохраненному в Москве троллейбусному маршруту, который назван музейным.

Он будет ходить по «музейному» маршруту

Эпоха «рогатых» пассажирских машин на электрической тяге закончилась в нашем городе на исходе лета 2020-го. Однако тогда решено было все-таки сохранить одну кольцевую троллейбусную линию на память об этом виде городского транспорта, который обслуживал москвичей более 85 лет.

По кольцу протяженностью около 3,5 километра – от Площади трех вокзалов, через Красносельскую улицу, Елоховскую площадь и Новорязанскую улицу, должны ходить троллейбусы маршрута «Т». Для его обслуживания выделили несколько современных машин, но вот теперь наконец появилась реальная возможность подключить к работе ретро-троллейбус, который, конечно, куда более соответствует атмосфере музейной линии.

Как удалось выяснить корреспонденту «МК», таким пополнением для маршрута «Т» должен стать «доисторический» ЗиУ-5Д, который по заказу Музея транспорта Москвы восстановили на заводе в Иваново и совсем недавно привезли в столицу. Об этой уникальной машине нам рассказал один из знатоков истории пассажирского городского транспорта.

— Троллейбусы ЗиУ-5 выпускали с 1959-го по 1972 год на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Многие люди старшего и даже среднего возраста наверняка помнят эти «рогатые» вагоны, работавшие на линиях Москвы и других крупных городов СССР. Последние «пятерки» сняли со столичных маршрутов в конце 1987-го, а кое-где в других местах они проработали даже до середины 1990-х.

Всего было выпущено около 16 тысяч троллейбусов ЗиУ-5 различных модификаций. На сегодня из этого огромного количества уцелело лишь чуть более двух десятков – они хранятся в музеях, установлены в качестве памятников.

Что касается конкретной машины, восстановленного троллейбуса ЗиУ-5Д с бортовым номером 6505, он выпущен в 1970 году и многие годы проработал в 6-м троллейбусном парке столицы: сперва возил пассажиров, а в 1984-м его переоборудовали под учебный, позже — под машину для службы безопасности движения. Именно такая специфическая «профессия» и спасла троллейбус от утилизации. В начале 1990-х этот ЗиУ-5 был передан в создаваемую тогда коллекцию для музея Мосгортранса. Осенью 1993 года он даже принял участие в параде по случаю 60-летия московского троллейбуса.

Однако вслед за тем наступили для «старичка» невеселые времена. №6505 долгие годы числился в музейных запасниках, стоял на площадках под открытым небом, ржавел, ветшал… Наконец про чудом уцелевшего ветерана вспомнили. Его решили поставить на ход и использовать для обслуживания музейного маршрута «Т». Но в столице после ликвидации троллейбусной сети не осталось профильных предприятий, занимающихся ремонтом «рогатых». Поэтому весной прошлого года ЗиУ-5 отправили на завод в Иваново, где есть необходимое оборудование и умелые мастера.

Восстановление ретро-троллейбуса оказалось делом отнюдь не легким. За годы пребывания его в небрежении сгнили, были изъедены ржавчиной некоторые детали корпуса, пропали или оказались в нерабочем состоянии многие приборы и узлы электрической системы, внутри кузова – из-за того, что машина №6505 была специального назначения, отсутствовали большая часть сидений и элементов салона. Так что ивановским мастерам пришлось повозиться, возвращая ветерану его первоначальный вид. Зато теперь, по крайней мере внешне, этот ЗиУ-5 выглядит таким, каким он был в своей далекой молодости.

Но «мундир» троллейбуса соответствует более позднему периоду его трудовой биографии. Желтый верх, красно-кирпичная широкая полоса по борту и нижняя тоже желтая «юбка» — такую окраску ветераны Мосгортранса называют «шипиловской». По фамилии начальника Главного управления городского пассажирского транспорта Мосгорисполкома А.Я. Шипилова, при котором в начале 1984 года было решено покрасить все московские троллейбусы и автобусы единообразно — под стать работающим тогда на линиях чешским трамваям «Татра». Желто-красно-желтыми все машины, обслуживающие пассажирские маршруты в Москве, были на протяжении почти пяти лет, а часть из них оставалась в такой расцветке вплоть до 1993 года. Вместе с введением «шипиловской» окраски поменяли и шрифт для написания номеров на бортах троллейбусов и трамваев. Именно этим обновленным шрифтом изображены цифры на восстановленном ивановцами ЗиУ-5. Так что «рогатый» ветеран предстал перед нами в классическом для Москвы второй половины 1980-х гг. виде.

Знатоки старой пассажирской техники пояснили корреспонденту «МК», что в коллекции Музея транспорта Москвы есть еще три троллейбуса ЗиУ-5 разных модификаций. Подобные машины, так же, как и другие модели, выпускавшиеся в середине прошлого века, представляют сейчас большую редкость. Но в свое время некоторые из списанных троллейбусов и автобусов перекочевали в Подмосковье, где их приспособили под сараи и бытовки на дачах, в деревнях. Возможно, кто-то из читателей «МК» знает о местонахождении таких «динозавров». Мы просим поделиться с нами этой информацией, написав на электронный адрес газеты info@mk.ru, а мы обязательно передадим ее музейщикам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру