Метро спешит за МКАД

Специалисты рассказали о строительстве тоннелей и станций столичной подземки

Московское метро стало настоящим символом прогресса и модернизации. С момента открытия первой линии в 1935 году подземка постепенно превращалась в сложную транспортную сеть, без которой невозможно представить мегаполис. Станции, украшенные мозаиками и скульптурами, рассказывают об истории города, а современные технологии делают поездку комфортной и быстрой.

В ближайшие пять лет московское метро пополнится тремя десятками подземных станций, дотянется до районов Бирюлево и Гольяново, городов Троицк и Красногорск. Рассказываем последние новости о ходе строительства.

Специалисты рассказали о строительстве тоннелей и станций столичной подземки
Фото предоставлено АО "МОСИНЖППРОЕКТ"

тестовый баннер под заглавное изображение

«Щелковская» перестанет быть конечной

1 ноября мэр Москвы дал старт строительству левого тоннеля между станциями метро Арбатско-Покровской линии «Щелковская» (действующая) и «Гольяново» (будущая конечная). На участке трудится щит «Галина» диаметром 6 метров, которому предстоит пройти 1,68 километра. Затем к работе присоединится еще один тоннелепроходческий комплекс.

Маршрут пройдет буквой «Г» — под Уральской и Уссурийской улицами, площадью Белы Куна, вдоль Гольяновского пруда. Длина перегона с оборотными тупиками составит 2,6 километра. Конечная станция «Гольяново» расположится вдоль Уссурийской улицы (с выходами из двух подземных вестибюлей на обе стороны) в районе ее пересечения с Сахалинской и Хабаровской улицами.

Станция будет космической — в буквальном смысле. Дизайн интерьеров архитекторам «подсказало» научно-производственное предприятие «Геофизика-Космос», находящееся неподалеку. Платформы и вестибюли оформят в футуристическом стиле с применением геометрических форм. Основным материалом для отделки станет российский металл высокого качества.

Открытие станции запланировано на сентябрь 2028 года. Как сказал Сергей Собянин, 160 тысяч жителей Гольянова наконец-то получат долгожданное метро в шаговой доступности, а «Щелковская» — станция с очень большим пассажиропотоком — разгрузится примерно на треть. Время в пути до Большой кольцевой линии метро (БКЛ) сократится для жителей района с 40 до 25 минут, до Московского центрального кольца (МЦК) — с получаса до 20 минут.

Троицкая линия станет центральной осью Новой Москвы

Продолжается сооружение Троицкой линии метро. Большая ее часть, с 11 станциями от «ЗИЛа» до «Новомосковской», уже открыта. В этом году, напомним, метростроевцы сдали «Вавиловскую», «Академическую», «Крымскую», «ЗИЛ», а также электродепо для обслуживания линии — «Столбово». И вплотную занялись вторым участком Троицкой линии, открытие которого запланировано на 2029 год.

Южный участок этого скоростного подземного направления проходит вдоль Калужского шоссе и считается центральной осью транспортного каркаса Новой Москвы. С появлением метро возведение жилой и коммерческой недвижимости пойдет еще активнее.

Второй этап строительства, предусматривающий возведение почти 17-километрового участка в направлении Троицка с шестью станциями, начался в октябре. Щит «Ольга» ведет проходку левого тоннеля от действующей станции «Новомосковская» до будущей — «Сосенки».

Интересный факт. Для монтажа тоннелепроходческого комплекса, который имеет диаметр 6 метров, требуется котлован длиной более 100 метров. Но по техническим причинам «Ольгу» пришлось собирать в миниатюрной камере размером всего 30 на 25 метров. Специалисты собирали щит поэтапно. Его постепенно вводили в грунт и присоединяли одну деталь за другой.

Но не только процесс сборки «Ольги» оказался непростым. Машине предстоит пройти 1,6 километра по сложной зоне. Как рассказал генеральный директор «Мосинжпроекта» Максим Гаман, геологическая разведка показала наличие на маршруте водонасыщенных песков и обилие коммуникаций — водопроводов, электросетей, газопроводов. Особого контроля требует и участок под руслом реки Сосенки.

После завершения всех работ 43-километровая Троицкая линия свяжет Даниловский район столицы с Троицком и станет самым протяженным радиусом метро, выходящим за МКАД. Два миллиона москвичей получат возможность выбирать удобные маршруты и сэкономят время в дороге. Жители Троицка, например, будут добираться до Большой кольцевой линии метро и Московского центрального кольца в два раза быстрее — за 35 и 45 минут соответственно.

Рублево-Архангельская ветка свяжет два деловых центра

Наряду с южным участком Троицкой линии приоритетными в программе метростроения до 2030 года являются Рублево-Архангельская и Бирюлевская ветки. Ранее Сергей Собянин поручил ускорить их строительство.

27-километровая Рублево-Архангельская линия с 12 станциями призвана соединить два крупных деловых центра: «Москва-Сити» и «Рублево-Архангельское» в Красногорске. Предусмотрены пересадки на Солнцевскую, Филевскую, Арбатско-Покровскую, Большую кольцевую линии метро и МЦК.

Первый участок Рублево-Архангельской линии, «Деловой центр» — «Бульвар Генерала Карбышева», должен открыться в конце 2026 года.

В конце октября специалисты завершили важный этап строительства Рублево-Архангельской линии: перебрали тоннели между станциями «Шелепиха» (временно закрытой) и «Звенигородская». Эта работа была необходима для включения в новый радиус «Шелепихи» и «Делового центра» (тоже временно закрытой станции), которые прежде располагались на вилочном ответвлении Большой кольцевой линии.

Как написал в соцсетях Сергей Собянин, для соединения двухпутных участков Рублево-Архангельской линии тоннели расширили с 6 до 10 метров. Половину работ сделал щит, проложив в сложных геологических условиях 350 метров тоннеля. Почти столько же строители прошли вручную. На следующем этапе, который продлится около года, инженерам предстоит объединение инженерных сетей и включение оборудования в автоматическую систему управления метро.

В Бирюлеве будет четыре станции метро

Еще одна значимая для города и его жителей линия — Бирюлевская — пройдет от «ЗИЛа» через районы Нагатинский Затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно до Западного и Восточного Бирюлева. На 22-километровом радиусе разместятся 10 станций.

Шестиметровый щит «Елена», отправившийся в июне прокладывать правый тоннель между станциями «Остров Мечты» и «Кленовый бульвар», завершил проходку под руслом Москвы-реки и продолжает двигаться на юг. Работать приходится в сложных условиях — в смешанных водонасыщенных грунтах.

Как только щит полностью пройдет участок длиной 1,6 километра и достигнет котлована станции «Кленовый бульвар», его разберут, проведут техническое обслуживание и перевезут на строящуюся станцию метро «ЗИЛ». Оттуда — снова за работу: «Елена» будет прокладывать тоннель до «Острова Мечты».

Одновременно на этом участке идет подготовка к проходке левого перегонного тоннеля.

По планам Бирюлевская линия будет открываться в два этапа. Первый участок со станциями «ЗИЛ», «Остров Мечты», «Кленовый бульвар» и «Курьяново» введут в эксплуатацию в 2028 году. Второй — «Курьяново» — «Москворечье» — «Кавказский бульвар» — «Каспийская» — «Липецкая» — «Лебедянская» — «Бирюлево» — в 2030-м.

Москвичи голосуют за любимый транспорт

Строительством метро в Москве занимается «Мосинжпроект» — один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, включен в перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ. На счету компании — свыше 180 километров подземных линий и 84 станции метро, сооружение и реконструкция 14 электродепо. Специалисты холдинга активно развивают и улично-дорожную сеть: возвели больше шести тысяч километров автомобильных дорог, свыше ста развязок, тоннелей, мостов.

За свои достижения компания регулярно удостаивается наград. В августе стало известно, что «Мосинжпроект» стал победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» в номинации «Проект года». Главную награду жюри присудило коллективу за проектирование и строительство станций Троицкой линии метро.

В состав жюри входит и профессиональная городская конкурсная комиссия, и сами москвичи, голосующие на портале «Активный гражданин». Глава «Мосинжпроекта» Максим Гаман рассказал, что в числе лауреатов оказались пять станций Троицкой линии: «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Корниловская», открытые в сентябре — декабре 2024 года.

В октябре «Мосинжпроект» получил награды за победу в двух номинациях независимой премии Green Property Awards 2025, цель которой — выявление проектов с самыми высокими стандартами энергоэффективности и экологичности.

Компанию признали лучшей инжиниринговой компанией года. А участок Троицкой линии метро от «Новаторской» до «Тютчевской» отметили дипломом победителя в номинации «Объект транспортной инфраструктуры». «У холдинга есть собственная экологическая программа. Во всех офисах группы компаний предпринимаются «зеленые» инициативы и акции. «Мосинжпроект» не первый год отмечается экспертами независимой премии, что говорит о стабильной приверженности принципам природоохраны», — сообщил Максим Гаман.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг качества управления АО «Мосинжпроект» на уровне А+.gq. На этом высоком уровне компания держится с 2016 года. Кроме того, холдинг в очередной раз вошел в топ 500 крупнейших компаний России по чистой выручке по версии рейтинга РБК 500.

Соревновательный дух — двигатель успеха

Наград удостаиваются и отдельные специалисты. Престижную Архитектурную премию Москвы в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение станции метрополитена» за проект станции «Генерала Тюленева» с пристанционными сооружениями получили сотрудники Института «Мосинжпроект» Владимир Бутурлинцев, Александр Вигдоров и Сергей Каретников.

Стоит сказать, что компания воспитывает в своих работниках соревновательный дух. В этом году «Мосинжпроект» в четвертый раз провел чемпионат по строительно-монтажным работам, собрав профессионалов и будущих работников отрасли, представителей надзорных органов и поставщиков стройматериалов и оборудования на площадке столичного Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.

В течение пяти дней свои навыки в монолитных и сварочных работах, охране труда, контроле качества и т.д. продемонстрировали 130 участников. «Это уникальная возможность для опытных мастеров и молодых специалистов поделиться наработками, обменяться ценным опытом и совместно найти новые ответы на актуальные вызовы отрасли. Подобный диалог можно считать двигателем всей строительной индустрии», — отметил Максим Гаман.

В октябре на XVII слете молодых специалистов организаций строительной отрасли Москвы команда из 12 начинающих сотрудников «Мосинжпроекта» заняла первое место с максимальными баллами по всем дисциплинам. В ходе выполнения заданий ребятам удалось обойти 350 конкурентов из 33 ведущих строительных организаций города.

Впрочем, не только взрослые и молодежь участвуют в соревнованиях, но и дети. Профориентационная работа с самыми юными россиянами очень важна для строительной отрасли. В этом году «Мосинжпроект» совместно с Московским государственным строительным университетом впервые провел очный этап строительной олимпиады для учеников 121 школы из 28 регионов России. Победители получили дополнительные баллы к сумме ЕГЭ в качестве индивидуальных достижений.

Фотографии как память и эстетика

В этом году «Мосинжпроект» выступил организатором фотовыставки на Тверском бульваре ко Дню метростроителя России. Праздник отмечается 2 октября. Сама же уличная экспозиция работала в течение месяца, предоставляя возможность москвичам и гостям столицы полюбоваться современными и архивными фотографиями. Еще одна фотовыставка, «Свет и тень московского метро», работала на Тверском бульваре в августе. Ее организаторами выступили «Мосинжпроект» и Российский фонд мира. Экспозиция была посвящена 90-летию столичного метрополитена и 94-летию Московского метростроя.

В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мосинжпроект» оформил тематическими баннерами 17 стройплощадок в Москве. Растяжки с архивными фотографиями украсили ограждения вдоль строящихся станций метро, у Национального космического центра в Филевской пойме и городского вокзала Лианозово.

В мае в Музее Московского метростроя имени Героя Социалистического Труда и первостроителя Московского метрополитена Татьяны Федоровой состоялась выставка-инсталляция «Метростроители — Победе». Ее главными героями стали строители

семи станций столичного метро, возведенных во время Великой Отечественной войны: «Автозаводской», «Павелецкой», «Новокузнецкой» (на Замоскворецкой линии), «Бауманской», «Семеновской», «Партизанской», «Электрозаводской» (на Арбатско-Покровской линии).

В этом же месяце «Мосинжпроект» совместно с петербургским Музеем железнодорожного транспорта России провел выставку-инсталляцию о жизни Ивана Зубкова. Этот знаменитый инженер внес весомый вклад в сооружение московского и ленинградского метро, а в условиях военного времени руководил строительством «Дороги жизни» и «Дороги Победы».

РЕКЛАМА. 0+. АО «МОСИНЖПРОЕКТ». ИНН 7701885820

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру