Чем Клин не Зальцбург?

В Подмосковье собираются развивать познавательный туризм

12.03.2013 в 21:41, просмотров: 3252

Подмосковье занимает первое место в России по количеству памятников исторического и культурного наследия. Многие из них, например, усадьба в Архангельском, музей Чайковского в Клину или Чехова в Мелихове, хорошо известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, располагая такими культурными сокровищами, доходы туристической отрасли составляют в бюджете области всего лишь 1 процент. Как повысить туристическую привлекательность Московского региона в глазах путешественников и чем привлечь в подмосковные усадьбы и музеи крупных инвесторов — на днях эти актуальные вопросы стали предметом обсуждения за «круглым столом» в представительном музейном сообществе Московской области. Вел заседание музейного парламента министр культуры Олег Рожнов.

Чем Клин не Зальцбург?
Взятие снежного городка — старинная русская игра на Масленицу — и сейчас пользуется большой популярностью у посетителей усадьбы «Мураново».

Как пройти в музей?

Увеличить поток посетителей в музеях можно с помощью разных способов. Но лучше начинать масштабные перемены с самого простого — например, установить таблички с дорожной навигацией.

«У людей портится настроение, если они не могут найти дорогу к музею. Дорожные знаки должны уже за несколько километров до цели подсказывать, когда необходимо свернуть с трассы, где путешественники смогут пообедать, остановиться на ночлег и так далее», — отметил министр культуры, и музейные работники с ним согласились.

Во всем мире дорожная навигация — важная часть культуры общения, это не только средство информации, но еще и агитация, с помощью которой можно заманить туриста туда, куда он, возможно, и не собирался заезжать.

Чиновник сам недавно оказался в роли блуждающего странника. Ехал на встречу с библиотечными работниками, которая проходила в Историко-литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина в Вяземах, и чуть не опоздал из-за того, что никто из местных жителей Голицына не мог толково объяснить дорогу к знаменитой усадьбе. Оказалось, дорожная навигация отсутствует на пути большинства подмосковных достопримечательностей. Поэтому в министерстве решили заказать и выполнить в едином стиле дорожные указатели сразу для всех музеев области, а кроме этого, создать карту достопримечательностей Подмосковья и разместить ее на туристическом областном портале: он начал свою работу в марте этого года.

Правительство на туристический портал возлагает очень большие надежды: собирается размещать там видеоролики с музейными презентациями, проводить виртуальные мини-экскурсии, но главный упор будут делать на прикладной характер информации, чтобы путешественник, не выходя из дома, мог выяснить, когда какой музей работает, как до него добраться, какие интересные мероприятия там готовятся.

фото: Наталия Губернаторова
Посмотреть дворец в Архангельском приезжают туристы не только со всей страны, но и со всего мира.

Особый упор музейщики области будут делать на событийный и познавательный туризм. Вот, сейчас идет неделя широкой Масленицы — и каждый музей приготовил свою особую программу. В Ново-Иерусалимском монастыре можно сыграть Масленицу, как это делали наши предки в позапрошлом веке. Научные сотрудники музея познакомят посетителей с достоверными народными обычаями, праздничными нарядами, песнями и играми. В Музее-усадьбе Ф.И.Тютчева в Муранове ожидается взятие снежного городка, театрализованная экскурсия по усадебной кухне, а после чаепития с блинами катание на лошадях. И так своя изюминка присутствует практически в каждой программе. Но ведь не всегда же на календаре праздник. Чем музеи могут удивить или порадовать в обычный будний день?

Мама, папа, я — культурная семья

В детстве каждый из нас хотя бы раз побывал в музее. Впечатления от этого визита остаются в памяти надолго. Они потом формируют наше отношение к музейной культуре и традициям во взрослой жизни. Хорошо, если ребенку повезет с экскурсоводом и посещение музея превратится в увлекательное путешествие во времени и пространстве. После таких удачных визитов в очаги культуры дети начинают живо интересоваться историей, культурой, больше читают. Но бывает и так, что из всей музейной экскурсии школьникам запоминаются только неудобные войлочные тапки, строгие окрики бабушек-смотрительниц и усыпляющий бубнеж гида, который совсем не умеет общаться с детьми.

Год назад неожиданно выяснилось, что подмосковные музеи чаще всего посещают московские школьники. Тогда кто-то в областном правительстве решил ввести в школьную программу обязательные для всех подмосковных учащихся так называемые музейные уроки. Однако чего больше от этой музейной принудиловки — пользы или вреда, — не могут сказать даже сами музейные сотрудники. Они честно признаются, что для эффективной работы с детьми научных сотрудников нужно специально готовить. Таких курсов пока нигде нет. Каждый музей выкручивается как может. К счастью, музейные формы работы сегодня уже не настолько чопорны и архаичны, как были во времена нашего пионерского детства. Поэтому детям есть чем себя там занять.

фото: Сергей Иванов
Музей Чайковского в Клину

Например, летом в Музей-усадьбу Ф.И.Тютчева в Муранове можно прийти всей семьей, чтобы поиграть в крокет или серсо: здесь возрождают популярные в XIX веке дачные виды спорта и даже проводят спортивный фестиваль «Мурановская нива».

В Архангельском традиционно собираются меломаны: на фестиваль джаза, который проходит там уже несколько лет подряд, съезжаются не только со всего Подмосковья, но даже из других областей России.

Но, пожалуй, самые интересные формы работы с детьми применяют в Серпуховском историко-художественном музее. Школьники и студенты под руководством музейных сотрудников готовятся к историческим реконструкциям: сначала изучают научные труды, потом применяют знания на практике, изготавливают оружие, разбивают по всем правилам древнего боевого искусства лагерь, готовят на костре традиционно русские и хазарские блюда. Может быть, никто из них потом историком и не станет, но то, что эти юноши и девушки на всю жизнь сохранят уважение и интерес к отечественной истории, сомнения не вызывает.

Бизнес на культуре

На территории области выявлено почти 6000 объектов культурного и исторического наследия — однако 90% из них находятся в очень плачевном состоянии. Бюджет, выделяемый областью на реставрацию памятников и пополнение музейных коллекций, в этом году увеличился почти на четверть, но этих денег все равно недостаточно для проведения полномасштабной реставрации всех объектов культурного наследия. А ведь многие жемчужины зодчества уничтожаются только потому, что у правительства элементарно нет средств на то, чтобы провести инвентаризацию всех культурных объектов. Для того чтобы уточнить границы заповедной зоны и определить предмет охраны вновь выявленного отдельного памятника, требуется около 2 млн рублей. Очевидно, что для спасения подмосковного культурного наследия правительству региона потребуются очень солидные инвестиции.

«Мы сейчас готовим законодательную инициативу, которая позволит оформлять льготную аренду для тех, кто инвестирует средства в реставрацию памятников, — рассказывал Олег Рожнов. — Если компания отреставрировала дом-усадьбу в течение 7 лет, она сможет арендовать ее за символическую плату — 1 рубль за 1 кв. м».

Еще одну важную роль отводят бизнесу в такой отрасли, как создание необходимой туристической инфраструктуры. В регионе острый дефицит гостиниц, подчас туристам, проехавшим несколько часов из одного конца области в другой, чтобы посетить ту или иную достопримечательность, негде ни отдохнуть, ни перекусить, и что не менее обидно — нечего увезти с собой на память. Ассортимент сувениров и книг в музейных лавках ограничен; чтобы открыть кафе в помещении музея, нужно собрать кучу справок и получить лицензию. Музейщикам заниматься этими непривычными вопросами некогда и не с руки — у них своих профессиональных забот хватает, — а вот развивать эти так необходимые туристические сервисы на условия частно-государственного партнерства было бы весьма выгодно как для бизнеса, так и для музеев.

фото: Михаил Ковалев
Клуб исторической реконструкции.

«Музеи — это идеальное место для пропаганды наших губернских традиционных промыслов. Здесь можно не только продавать поделки кустарей, но и проводить мастер-классы. В этом плане нужно брать пример с дирекции парка «Этно-мир» — они и хлеб пекут, и медовуху варят. Сумели в чистом поле создать такой туристический комплекс, что к ним едут из других регионов», — убеждал музейных работников Олег Рожнов.

Есть у подмосковных музеев еще один козырь в рукаве, с помощью которого они могут увеличить поток туристов и заработать себе на безбедную жизнь. Речь идет об усадебных парках. В Муранове парк занимает площадь 9 гектаров, там разбили ландшафтные композиции, и теперь это стало местом паломничества для свадебных кортежей. Новобрачным нравится здесь фотографироваться, и они готовы за это платить, так что затраты на ландшафтные работы себя окупают. А музейные креативщики из Муранова ищут новые формы приобщения населения к культурной жизни прошлого. Говорят — на следующий год обязательно в парке построим деревянный павильон под кегельбан, в точности как был при знаменитых хозяевах.

«Новая губернаторская программа «Парки Подмосковья» нам очень нравится, — говорил Александр Рязанов, директор Музея А.С.Пушкина в Вяземах. — Раньше глава районной администрации держал меня по два часа в приемной и от всех моих предложений по реконструкции парка отмахивался, а сейчас сам позвонил и спрашивает: ну где там у тебя бюджет на парк?..»

Взаимоотношения с главами — больная тема для музейных сотрудников. Например, директор музея Чайковского в Клину Галина Беланович уверена, что их город мог бы стать вторым Зальцбургом. Однако для этого нужны концертные залы, площадки и самое главное — заинтересованность местных властей в том, чтобы всемерно развивать туристический бренд вотчины Чайковского.