Трубные времена

С 1 июля в Подмосковье подорожают коммунальные услуги: электроэнергия — на 12%, тепло — на 9,7%, водоснабжение — на 6,3%

С 1 июля в Подмосковье подорожают коммунальные услуги: электроэнергия — на 12%, тепло — на 9,7%, водоснабжение — на 6,3%
Рисунок Алексея Меринова

Таким образом, жители области формально не переплатят за «коммуналку» больше, чем растет инфляция. Почему же услуги ЖКХ дорожают, несмотря на «заморозку» тарифов?

Федеральная служба по тарифам с каждым годом все сильнее прижимает аппетиты коммунальщиков: если в 2005 году тарифы разрешили поднять на 36%, то в этом — всего на 11,7%. Но если бы все было так просто! Наши платежки в последние годы продолжали преподносить неприятные сюрпризы, несмотря на регулирование тарифов.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди жителей муниципальных образований Подмосковья, наиболее значимая в области проблема — высокие тарифы ЖКХ (52%). Рука об руку с ними идут другие лидеры антирейтинга — инфляция (47% опрошенных), а также плохое состояние дорог (41%). Власти не скрывают, что число жалоб на цены и качество жилищно-коммунальных услуг со стороны жителей не уменьшается. И это притом что жители Подмосковья добросовестно оплачивают жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)! По данным Контрольно-счетной палаты Московской области, средний уровень собираемости платежей за последние четыре года составил 99,7%. При этом жители региона продолжают переплачивать за ЖКХ. Аудитор Контрольно-счетной палаты Московской области Петр Новиков свидетельствует, что в 2009–2012 годах рост цен на ЖКУ опережал темпы роста реальных денежных доходов в расчете на одного жителя на 20% в год. И обгоняли рост реальной заработной платы одного работника в Московской области на 8–20 % в год.

Разберемся, над какими услугами получили власть чиновники, а в каких жилищно-коммунальных сферах до сих пор возможен ценовой беспредел.

Рисунок Алексея Меринова

Почему не все ощущают «заморозку» тарифов

Министр правительства региона по ценам и тарифам Марина Файрушина напоминает, что наша платежка за квартиру совсем не проста: в ней указаны как коммунальные (газоснабжение, электроснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и отопление), так и жилищные услуги (все остальное). И далеко не все цены «спускает» сверху федеральный центр — у коммунальщиков «на местах» остается еще немалый простор для творчества.

Начнем с той части платежки, которую чиновники более-менее взяли в ежовые рукавицы. Лимиты для роста тарифов на коммунальные услуги в регионы спускает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Год от года она ставит регионы все в более жесткие рамки: к примеру, в 2005-м предельные индексы для Московской области составляли 36%, в 2008-м — 25%, в 2010-м — 15%. В июле этого года ФСТ разрешила области поднять «коммуналку» на 11,7% — и власти Подмосковья с гордостью сообщили, что в этот лимит укладываются. Тарифы будут фактически «заморожены» по инфляции.

Вообще остановить рост тарифов нельзя, ведь за ним стоит масса факторов, напоминает аудитор Петр Новиков. Это рост цен на топливо, электроэнергию, повышение размеров заработной платы и иных статей операционных расходов, изменение налогового законодательства, а также включение инвестиционной составляющей. Но можно хотя бы держать тарифы ЖКХ в узде, что и делают власти. Однако и на самом верху понимают, что введения регулирования для победы над проблемой «на три буквы» оказалось мало. «Тарифы естественных или инфраструктурных монополий — на газ, электроэнергию, перевозки — были «заморожены», но когда людям приходят платежки, они этого не чувствуют, — не скрывал Владимир Путин в ходе прямой линии 25 апреля. — Они видят, что все наоборот: рост, и очень большой».

В Подмосковье плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании тарифов, утверждаемых Комитетом по ценам и тарифам Московской области, и объемов потребления этих услуг. В свою очередь, эти объемы определяются либо по приборам учета, либо по нормативам. Вот здесь и зарыта собака — вернее, одна из них. В разных муниципалитетах действуют разные нормативы потребления. Так, если норматив на отопление одного квадратного метра в городском округе Восход составляет 0,013 Гкал, то в городском округе Электрогорск он в 2 раза выше — 0,023 Гкал. Норматив на водоотведение в городском поселении Рязановский 3,8 кубометра на одного человека, а в Долгопрудном 11, то есть почти втрое больше.

Не случайно власти рекомендуют гражданам пользоваться приборами учета и уходить от нормативов. Но есть проблемы, которые при помощи счетчиков и экономии не решить. Так, если тарифы на газоснабжение и электроэнергию едины для всех жителей, то стоимость получения услуг водоснабжения, водоотведения и тепловой энергии в платежках разнится. Конечная цена зависит от того, какую ценовую политику проводит то или иное жилищно-коммунальное предприятие. А ведь эти статьи расходов — около 50% в структуре платежа за ЖКУ!

Что касается холодной воды, то с 1 июля 2013 года по минимальным тарифам она будет поступать жителям поселка Звездный Городок (10,17 руб./куб.м). Максимальные тарифы на холодную воду установлены МУПом «Инженерные сети Долгопрудного» (33,48 руб./куб.м). Цены на тепловую энергию в области пляшут еще больше. Дешевле всего тепловая энергия будет стоить в Балашихе — компания ООО «Тепловые сети Балашихи» поставляет сырье по цене 1064,84 руб./Гкал. При этом дороже всех услуга обойдется абонентам МУП «РСК Селковское» из Селковского поселения Сергиево-Посадского района, установившего тариф на уровне 4117,53 руб./Гкал.

Почему такая разница? В комитете по ценам и тарифам Московской области ранее отмечали, что на территории региона работает большое количество ресурсоснабжающих организаций, которые из-за передачи коммунального имущества с районного на поселенческий уровень продолжают дробиться на более мелкие. Это, как считают в комитете, и приводит к дополнительному росту тарифов ЖКХ.

На заседании областного правительства в начале июня министр Марина Файрушина приводила характерный пример: в Каширском районе вместо единого предприятия, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения, были созданы отдельные структуры в поселениях. В итоге тарифы возросли более чем на 15%.

Чтобы исключить необоснованный рост тарифов, областные власти приступили к оспариванию антисоциальных сделок по дроблению на «коммунальные княжества».

Но дело, конечно, не только в этом. Тарифы зашкаливают из-за крайне изношенных систем водоотведения (на 57%) и теплоснабжения (на 48%) Московской области, считает заместитель председателя правительства региона Герман Елянюшкин. Для их модернизации необходимо 100 миллиардов рублей. «Недоремонт колоссальный и продолжает накапливаться, многие сооружения эксплуатируются с перегрузкой, за пределами своего расчетного срока службы», — не скрывает Елянюшкин. В качестве примера зампред правительства региона привел ситуацию в Оболенске, где прилегающий к городу лесной фонд фактически утопал в нечистотах. Потери в трубах по теплу и по воде составляли аж 50–60%.

— Как следствие — высокие тарифы при низком качестве коммунальных услуг, — считает чиновник. — Немалую часть средств, требуемых для модернизации подмосковной инженерной инфраструктуры, мы уже тратим. Только не на ее улучшение, а переплачивая в тарифах за неэффективность изношенных систем.

Только 18–20% домохозяйств в Подмосковье оснащены счетчиками воды и тепла. Остальные же почему-то предпочитают платить не за фактически потребленные услуги, а «по нормативам», что зачастую выходит чуть ли не вдвое дороже. Да, счетчики не дешевы (для воды 3–4 тыс. рублей, а для тепла — 5–7 тысяч), но их стоимость для потребителя может окупиться всего за год.

Как управдома сделать другом человека

Напомним, что в наших платежках с коммунальными услугами соседствуют жилищные. И тут «подводных камней» еще больше. Тариф на жилищные услуги государством не регулируется вообще, и в некоторых районах Московской области граждане не понимают, за что именно они платят деньги: соответствующая строчка в платежке даже не расшифровывается.

Еще в августе 2012 года министерство совместно с областным комитетом по ценам и тарифам провели анализ, который показал, что в ряде муниципальных образований, где преобладают жилые дома, введенные в эксплуатацию до 1999 года, вероятен рост платы граждан за жилищные услуги более чем на 160%!

Неспроста из-за аппетитов управленцев от ЖКХ суммы в платежках в корне могут отличаться даже у жителей соседних домов. У организаций коммунального комплекса в Подмосковье накопились миллиардные задолженности, несмотря на исправные платежи граждан. Стоит ли уточнять, куда уплывают деньги?

— Система контроля за деятельностью управляющих компаний (УК) сегодня пребывает в довольно плачевном состоянии, — считает член Общественной палаты, глава аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев. — С одной стороны, мы усиливаем контроль над этим рынком, с другой стороны — хотим, чтобы жители сами контролировали свои УК. С обеих сторон как-то получается не очень. Жители сами не в состоянии разговаривать с УК — им некогда собираться и воевать с ними, они работают. Почему бы не создать систему, которая бы от имени жителей взаимодействовала с этим рынком?

— На сегодняшний день средняя продолжительность жизни УК по стране — 3,5 года, — знает руководитель школы профессионального управления многоквартирными домами Игорь Измайлов. — Большая часть договоров управления многоквартирными домами заключается вслепую. Никто не знает ни состав оборудования, ни перечень необходимых работ. Жилинспекция приходит в дом, как Соловей-разбойник. Мне кажется, что перед заключением всех новых договоров необходимо, чтобы жилинспекция проводила оценку технического состояния дома и составляла перечень необходимых работ. В противном случае УК всегда будут накручивать лишние деньги. Это как в автосервисе: если у вас компетентно не диагностирована машина, вам там всегда найдут что починить.

Что остается делать жителям области, если им чрезмерно накрутили? По старинке — жаловаться. «Если в графе «тариф» что-то не так, то в первую очередь следует обратиться в управляющую компанию, которая начисляет платежи, — советует областной министр Марина Файрушина. — Там должны дать разъяснения. Если потребитель услуг не удовлетворен ответом, то он должен обратиться в муниципалитет. Если и там ответ не дан, то нужно обращаться к нам в комитет по поводу применяемых тарифов. По вопросам нормативов и платежей — в Государственную жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Если есть какие-то другие принципиальные вопросы, то житель может обратиться и в Минстройжилкомхоз области для проведения комплексной проверки».

ПРИГОВОР

ЧЕТВЕРО ПЕРВЫХ?

449 из 743 управляющих компаний Подмосковья скрывают информацию

Суд отстранил от должности генеральных директоров четырех управляющих компаний в Подмосковье за непредоставление информации о своей деятельности. Данные нарушения выявила Госжилинспекция Московской области.

По материалам надзорного органа приняты решения суда о дисквалификации на срок от 1,5 до 2 лет:

А.А.Захаровой, ООО «Люсена» Каширского района;

А.В.Васильева, ООО «Белый парус» Ногинского района;

В.В.Лынника, ООО «Куровское ПГХ» Орехово-Зуевского района;

М.Л.Туркина, ООО «Тепловодник+» Серпуховского района.

Сейчас на рассмотрение суда вынесены еще шесть дел по дисквалификации должностных лиц управляющих компаний Сергиево-Посадского, Солнечногорского, Истринского, Подольского и Красногорского районов.

Напомним, что 30 мая врио губернатора Андрей Воробьев поставил задачу добиться повышения качества работы управляющих компаний Подмосковья, обеспечить прозрачность и открытость их функционирования.

— В некоторых городах почему-то люди платят за тепло и электричество, которое вырабатывается на 20 тысяч человек, — подчеркнул Воробьев. — А живут там около 15 тысяч человек. Как так получается, что огромные ресурсы идут на отопление улиц? С этим мы будем наводить порядок.

Ранее Госжилинспекция проверила все управляющие компании региона на соблюдение Стандарта раскрытия информации.

По итогам 743 ( а это общее количество управляющих компаний в Подмосковье) проверок было возбуждено 449 административных дел с наложением административных штрафов на сумму более 33 млн руб.

СКАНДАЛ

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ЖКХ-СИТУАЦИЯ

Правительство Московской области в срочном порядке принимает меры по ликвидации чрезвычайной ситуации в Можайске

10 июня там было прервано холодное водоснабжение, 2000 человек остались без воды. Обслуживающая компания СМУ-8 работы по восстановлению водоснабжения не ведет, подвоз воды не организован, местные власти бездействуют. В этой связи заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин взял ситуацию под личный контроль, и по его поручению на место была направлена оперативная группа министерства строительного комплекса и ЖКХ Подмосковья.

Напомним, что на прошлой неделе в городском поселении Можайск уже была приостановлена работа сразу двух котельных, что привело к отключению тепла на половине городских объектов. Произошло это в связи с началом работы в городе ООО «Строительно-монтажное управление №8», которое в апреле 2013 года выиграло конкурс на обслуживание всех городских коммунальных сетей.

Первой была отключена котельная «Городская баня», затем 5 июня остановлена работа котельной «Можайского полиграфического комбината». Причинами приостановки работ были названы профилактические работы, которые не были запланированы. По факту же на объектах сменилась служба охраны, которая не допускает рабочих на места.

Подобная ситуация в городе сложилась в результате проведенного администрацией Можайска конкурса, его победителем стало ранее неизвестное ООО «Строительно-монтажное управление №8», с которым и был позже заключен договор на обслуживание. Позже оказалось, что «СМУ №8» не располагает ни техникой, ни персоналом, ни опытом работы для обеспечения города коммунальными услугами. Организация не имеет утвержденного тарифа на услуги коммунального комплекса и не заключила договоры с энергетиками и газовиками на поставку энергоресурсов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру