Александр Баранов: Своим — жилье по доступным ценам, переселенцам — по рыночным

По 131-му закону о местном самоуправлении глава муниципального района может возглавлять только или представительскую, или исполнительную власть

Совмещать нельзя. В Московской области в полной мере представлены оба подхода в управлении муниципалитетом. Какой подход лучше? Вопрос без ответа, так как плюсы и минусы складываются из местной специфики. ОБ ЭТОМ БОЛЕЕ ПОДРОБНО МЫ ПОГОВОРИЛИ С ГЛАВОЙ
НАРО-ФОМИНСКОГО РАЙОНА АЛЕКСАНДРОМ БАРАНОВЫМ.

По 131-му закону о местном самоуправлении глава муниципального района может возглавлять только или представительскую, или исполнительную власть

— В марте 2010 года у нас в районе завершилась местная реформа — люди избрали главу района, который возглавляет представительскую власть. Исполнительную власть возглавляет руководитель администрации, который назначается на должность на конкурсной основе. Сегодня у представительской власти огромные полномочия по контролю исполнительной власти. Только надо уметь правильно и грамотно пользоваться этими полномочиями, — аргументирует свою позицию глава Наро-Фоминского района и председатель районного совета депутатов Александр Баранов и продолжает: — Главная идея, которую мы реализовали в нашем районе, — формирование совета депутатов района путем делегирования в него представителей всех поселений. От каждого поселения три представителя — глава и два депутата (как правило, один — это председатель местного совета). Всего 27 человек, я 28-й (до июля 2012 года, когда пять наших поселений отошли к Москве, совет состоял из 43 человек). На мой взгляд, такой путь формирования совета сплачивает наши поселения. Глава поселения отвечает не только за свои полномочия, но как депутат райсовета вовлечен во все дела района. Поселения могут заменить депутата района, если он, по их мнению, не должным образом выполняет свои обязанности.

— В состав района входят девять городских и сельских поселений. В общем-то, цифра приличная. Естественно, возникает вопрос об уровне управляемости и степени координированности действий поселений. В частности, речь идет о распределении полномочий между районом и поселениями.

— Вот как раз координированность и обеспечивает такой подход к формированию районного совета депутатов, о котором я говорил выше. Что же касается распределения полномочий между районом и поселениями, то они четко разграничены самим 131-м законом. И каждое муниципальное образование исполняет свои полномочия. Но в 2006 году, когда этот закон только вступил в силу, были определенные трудности: отсутствие специалистов, например. Их нужно было найти и выучить. И, разумеется, поселения на это время передавали свои полномочия району. Но как только я видел, что в поселении появилась возможность для самостоятельного осуществления полномочий, мы сразу же их возвращали. Были случаи, когда в этом приходилось убеждать, даже заставлять. При этом специалисты районной администрации, конечно же, помогали консультациями.

Сейчас ситуация другая: есть и грамотные специалисты, и опыт. Тем не менее некоторые полномочия для наибольшей эффективности их исполнения можно и даже нужно передать району. Например, земельный контроль. А ставки предполагаются от 0,2 до одной в разных поселениях. И большинство глав передали эти полномочия в район. Мы создали соответствующий отдел, который стал одним из лучших и в Московской области, и в Российской Федерации! Но я придерживаюсь твердого правила: каждый случай передачи полномочий должен быть мотивирован. И в каждом случае гражданам должна быть разъяснена объективная необходимость такого шага. Эффективность и общественный контроль — важные принципы местного самоуправления.

Свои полномочия — свой бюджет. Работаем. Возвращаясь к тем поселениям, которые отошли к Москве. Первомайское сельское поселение до присоединения имело двойной бюджет: к 100 млн рублей еще 100 млн — профицит. Они реконструировали котельные, ремонтировали дороги, приобретали жилье для очередников. Или Марушкинское сельское поселение. Имея полуторный бюджет, оно успешно решало многие проблемы, оказывая помощь и району. Например, у района не было средств на строительство спортивного зала, так необходимого на территории поселения. Площадку под его строительство мы выделили в Крекшине. А поселение за свои средства построило спортивный зал, а затем по договору дарения передало району. Мы включили его в комплекс Крекшинской общеобразовательной средней школы.

— А что из себя на сегодня представляет бюджет района?

— Сейчас бюджет района, хотя и составляет 5,1 млрд рублей, является дотационным. В 2000 году, когда я возглавил район, он был глубоко дотационным. Через 5—6 лет мы вышли в профицит. С реформой местного самоуправления район вновь стал дотационным. Но мы серьезно и основательно работали по привлечению инвестиций. Марушкинское и Первомайское сельские поселения в силу близости к Москве были очень привлекательны для инвесторов, и, конечно, наши программы строились на преимуществах этих территорий. Там практически был создан промышленный округ. К моменту присоединения к Москве у нас стал складываться положительный баланс районного бюджета. Теперь плодами заложенного и созданного нами пользуется Москва. А мы потеряли 28% доходов бюджета и 20% территории. Но что случилось, то случилось. В этих условиях мы перенаправили векторы развития. У нас есть сейчас на подходе два промышленных округа. Один из них — многопрофильный промокруг Котово. Там уже началось строительство предприятий, часть из которых будут сданы уже в этом году. Этот проект — один из самых грамотных. Площадь промокруга свыше 500 га, из них около 400 га — промышленная площадка, логистические центры, сети, остальное — под жилой микрорайон. Это рядом с Наро-Фоминском. Ведутся переговоры по привлечению как иностранных инвесторов, так и отечественных.

Стела в честь присвоения Наро-Фоминску звания города воинской славы.

— Продолжая тему, хотел бы спросить: каково соотношение жителей, работающих в Москве и в районе? И какова средняя заработная плата по району?

— Средняя зарплата в районе составляет более 33 тысяч рублей. Очень достойная зарплата. По балансу рабочих мест: часть наших жителей ездит на работу в Москву. Промышленный округ Котово, по расчетам, должен дать 9 тысяч рабочих мест. Но мы не сможем у себя найти столько квалифицированных рабочих, специалистов. Поэтому в любом случае будем вести жилищное строительство для привлечения квалифицированных кадров из других областей. Конечно, и наши жители найдут там достойную работу.

— А как решается жилищная проблема? Как продвигается очередь на жилье?

— Наро-Фоминский район в последние годы входит в тройку лидеров по вводу жилья в области. Но я считаю, что в целом по области мы чрезмерно много строим жилья. У нас в районе было 192 тысячи жителей, а мы вводили до 350 тысяч квадратных метров в год. Сегодня стоит задача не просто построить жилье, но и обеспечить людей работой. Эти процессы необходимо регулировать. В основном надо строить малоэтажное высокоплотное жилье. Любой инвестор, конечно, хочет строить жилье за 30 тыс. руб. за метр, а продавать за 60. Но на то и власть, чтобы убедить инвесторов действовать не только в своих интересах, но в первую очередь в интересах наших жителей. Все новые микрорайоны у нас проектируются разноэтажные. Дома получаются красивые — мы делаем упор на то, чтобы не только в квартирах было комфортно, но и внешний облик дома оставлял приятное впечатление.

Площадь Молодежная. Скульптурная композиция «Сердца влюбленных».

Обязательное требование администрации — это строительство детского сада, обустройство достаточного числа парковочных мест. Очередь на жилье движется, но очень медленно. Я неоднократно озвучивал свою позицию, что наши жители должны иметь возможность покупать жилье по доступным ценам. И в этом направлении в районе делаются первые шаги. В Апрелевке мы выделяем площадку под строительство жилищно-строительного кооператива. Из очередников-бюджетников формируем ЖСК. Законом предусмотрено, что при таком подходе создания ЖСК строительная площадка может выделяться бесплатно. За счет бюджета подведем коммуникации. По нашим расчетам, это сможет снизить стоимость квадратного метра для членов ЖСК до 20—25 тысяч рублей за квадратный метр. Плюс частичная компенсация очередникам, чтобы еще снизить стоимость до 15 тысяч рублей. Люди должны иметь возможность жилье покупать, а любое распределение дает почву для коррупции. Сейчас мы подыскиваем площадки для строительства ЖСК — еще одну в Апрелевке, в Селятине и Наро-Фоминске. Мы хотим ввести в систему строительство ЖСК, чтобы максимально расширить круг людей, которые смогут приобрести жилье.

Еще раз обозначу свою позицию в этом вопросе. Я как глава, избранный жителями района, в первую очередь отстаиваю их права. Да, на свободном рынке жилья в районе пусть будут свободные цены, но не для наших жителей. Наши жители должны иметь возможность покупать жилье по доступным ценам, а желающие переселиться в Московскую область из других мест — по рыночным. Это, кстати, и один из регуляторов миграционных процессов.

— Массовое жилищное строительство — это не только новоселья, но и проблемы, которые типичны для всей области: дороги, дефицит мест в детских садах, трудовая миграция… Как в районе решаются вышеперечисленные проблемы?

— Мы эти процессы регулируем. Нагрузка на дороги в Наро-Фоминске, например, увеличивается из-за того, что раньше много торговых центров строилось в центральной части города. Сейчас мы выносим их строительство на окраину города. В отдельных частях города организуем круговое движение. Кроме того, у нас есть три больших проекта. Это строительство путепровода через железную дорогу в Селятине. Стройка идет полным ходом. Ввод намечен на 2014 год. Улучшится не только транспортная, но и экологическая ситуация. По Апрелевке есть проект — строительство дублера центральной улицы вдоль железной дороги. В Наро-Фоминске «на выходе» проект соединения с Кубинским шоссе. Его стоимость около 800 млн рублей. Силами района этот проект не реализовать, поэтому идут переговоры по привлечению инвесторов, о государственно-частном партнерстве. В ближайшее время начнем строить еще один мост через реку Нара. Поэтапно, но мы этот проект реализуем. Решаем вопрос с парковками для автомобилей. Для наших застройщиков установлен жесткий норматив: одна квартира — одно парковочное место. Что касается дефицита мест в детских дошкольных учреждениях... Есть поселения, где детские сады пустуют, в других — очередь. В Апрелевке небольшая очередь, в Наро-Фоминске и Селятине — большая. В Калининце мест катастрофически не хватает.

Наро-Фоминский район — один из лидеров по жилищной застройке. В год здесь вводят до 350 тысяч кв. метров жилья.

Проблема во многом связана с тем, что у нас на территории проживает большое количество военных: две дивизии, в целом почти 40 тысяч жителей. В том же Калининце на 22 тысячи жителей 200 мест в детских садах, а должно быть 2000. Отсюда резкий дефицит именно в этих частях района. Но мы намерены кардинально переломить ситуацию. В начале августа в Наро-Фоминске мы открыли после капитального ремонта детский сад на 320 мест. В ближайшие дни в Апрелевке запускаем детский сад на 350 мест. В этом году построим еще один сад в Наро-Фоминске. И пристройку к детскому саду в Апрелевке на 120 мест. В этом году стоит задача ввести более 1000 мест в дошкольных учреждениях. На следующий год мы еще 2000 мест введем. К 2015 году, надеемся, что очереди в детские сады исчезнут.

С миграционной проблемой тяжело, как и везде. Мы считаем, что многое зависит от решений и действий на федеральном уровне. Но мы не собираемся этот вопрос замалчивать, а напротив, выносим его на публичное обсуждение. И сами, в силу своих возможностей, начинаем активно этим заниматься. Вначале органы местного самоуправления были исключены из процесса выделения квот. Но врио губернатора Московской области Андрей Воробьев вник в проблему, передал это право муниципалитетам. Теперь количество квот в обязательном порядке согласовывают с нами.

Мы создали общественную комиссию по борьбе с незаконной миграцией. Но есть у нас вопросы и к легальной миграции. Например, предприниматель заказывает квоту на 70 человек. А у него только комната на 4 человека. Вот пусть и квота будет на 4 человека... Имеют значение и вид деятельности, и объемы производства, и налоговая дисциплина… Например, в рамках общественной комиссии мы пристальнее взглянули и на проблему пассажирских перевозок (маршрутных такси). В этой отрасли тоже занято очень много мигрантов, допускающих серьезные нарушения. Зачем нам такие мигранты?

Когда мы говорим, что только совместными усилиями сможем решить проблемы нашего района, это не пустые слова. Даже при существующем законодательстве (а у нас есть законы со множеством дыр, куда лезут всякого рода мошенники) можно добиться положительных результатов, если мы все (правоохранительные органы, общественность, органы местного самоуправления) будем нетерпимы к нарушениям. И я рад, что именно такое понимание вопроса есть у руководителей управлений МВД, ФМС по Наро-Фоминскому району.

Важно не искать причину, по которой это нельзя сделать, а находить пути решения. Все получится. Я уверен!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру