Бюджетных средств хватает только на два участка дороги из пяти, да и то построены они были бы только к 2020 году, сообщил министр транспорта Соколов. Поэтому Правительство РФ предложило «распечатать» для ЦКАД Фонд национального благосостояния (ФНБ), куда в течение последних лет капали излишки нефтяных доходов. Всего из фонда на возвратной основе планируется взять 150 млрд руб. Еще 73,8 млрд руб. даст государство и 76 млрд руб. — частные инвесторы. Этой суммы, по расчетам чиновников, должно хватить на сооружение участка протяженностью 290 км параллельно Малому кольцу бетонки и реконструкцию 50 км самого кольца. Использование «кубышки» позволит завершить строительство ЦКАД уже осенью 2018 года. Причем не частично, а в полном объеме. Дорога будет представлять собой суперсовременную четырехполосную магистраль со скоростью движения 120 км в час.
Строительство ЦКАД ранее предполагалось начать с севера и северо-востока — за Лобней, Пушкино, Ивантеевкой и Ногинском. Однако после расширения Москвы правительство РФ решило форсировать сооружение ЦКАД на юго-западном направлении. Теперь приоритетным считается участок между федеральными трассами М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь» протяженностью 64 км. К его строительству планируется приступить уже в 2014 году.
Пока не подсчитано, сколько всего земель придется изымать у собственников по ускоренной «сочинской» схеме. (По северному и северо-восточному направлениям Автодор насчитал 606 участков частных лиц, подлежащих отчуждению.) Президент потребовал, чтобы этот процесс был максимально прозрачным и не вызвал социального напряжения в обществе. С крупными лендлордами власти планируют договариваться на общих основаниях. По словам президента, «попытки раздуть сметы нужно контролировать», а «спекуляции жестко пресекать». При этом государство приветствует участие в этом проекте частных инвесторов. Строительство ЦКАД не случайно разбили на пять пусковых комплексов. «Привлечь инвесторов на отдельные участки проще, чем на все кольцо», — пояснил президент.
По мнению участвовавшего в совещании врио губернатора Московской области Андрея Воробьева, после строительства ЦКАД валовой региональный продукт может вырасти вдвое: «Для Московской области это удвоение валового регионального продукта, для нас это очень серьезная возможность создания дополнительных рабочих мест, налогов».
Кроме того, на совещании обсуждался вопрос развития пригородного железнодорожного сообщения в Московском регионе. Путин пообещал сохранить субсидии федерального бюджета на строительство новой инфраструктуры, в частности, дополнительных главных путей на пяти приоритетных направлениях. Реализация этого проекта позволит до 2020 года запустить электрички в режиме наземного метро: поезда будут курсировать с интервалом 3–5 мин., время в пути до основных городов Московской области составит 25–30 мин.
Обратил внимание Владимир Путин и на строительство современных путепроводов, «чтобы не скапливались машины на переездах, чтобы не возникали пробки на переездах через железнодорожные пути при росте интенсивности движения».
«С 6 часов до 10 утра они открыты минимум 17 минут, максимум 30. Это очень мало. Закрытые переезды раздражают людей. Есть заметное устойчивое требование по строительству путепроводов», — согласился Андрей Воробьев. Он также заметил, что приоритетом для подмосковных властей является строительство 16 путепроводов: «Мы очень рассчитываем, что здесь и в дальнейшем будет оказана поддержка, и мы сможем избежать коллапсов».