Тернистый путь на рельсы
До 8-го класса жизнь Юлии Юровой ничем не отличалась от остальных школьниц: она увлекалась гуманитарными предметами и подумывала о карьере журналистки. Однажды, отправляясь из Королева в Москву, девушка разговорилась с машинистом пригородной электрички. Однако когда Юлия спросила железнодорожника, куда нужно пойти учиться, чтобы стать «рулевой», тот порекомендовал ей оставить эти мысли.
Говорят, запретный плод сладок. Вот так и Юля загорелась идеей связать свою жизнь с железными дорогами. Удивительно, но ее мама, Лилия Адольфовна, не стала перечить своей дочери. После окончания 11-го класса в 2005 году девушка поступила на первый курс железнодорожного колледжа №52. В приемной комиссии представительнице слабого пола были не слишком рады: сразу же сообщили, что она, конечно, может получить диплом помощника машиниста и даже пройти практику на настоящих электропоездах, но вот дальше этого ее «состав» не тронется — женщин запрещено брать в машинисты. Впрочем, руководство колледжа постаралось утешить Юлию: «Наш диплом даст тебе сразу две профессии — помощника машиниста и слесаря: по второй ты всегда сможешь работать».
Перспектива стать слесарем, прямо скажем, не сильно обрадовала Юлю, но она все равно начала учиться в железнодорожном колледже, несмотря на туманное будущее. Весной 2008 года девушка целый месяц практиковалась в роли помощника машиниста в депо «Москва-2», но после окончания практики руководство учреждения предложило ей заняться любой работой, кроме управления поездами. Тогда Юлия попыталась устроиться на работу в другое депо — «Перерва», руководитель которого, Александр Корягин, с пониманием отнесся к ее желанию после окончания учебы пойти работать именно по специальности. Именно благодаря хорошему отношению и ходатайству руководства депо Юлии Юровой буквально выпал счастливый билет: разрешение на работу в роли помощника машиниста ей дал лично тогдашний начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко.
— Первые недели было трудно, — говорит Юля, — я работала в мужском коллективе и чувствовала, как недоверчиво на меня смотрят все машинисты и их помощники. Были и бытовые трудности — мужчинам приходилось освобождать для меня раздевалку, и они толком не знали, как относиться ко мне — снисходительно, как к девушке, которая поработает недельку и уйдет, или как к коллеге, на которую можно положиться. Моя работа заключалась в отслеживании показаний приборов в поезде, контроле за посадкой и высадкой пассажиров и помощи машинисту — к примеру, если он забывал выполнить какую-либо операцию, я должна была ему сразу же сказать об этой ошибке. Когда наш состав стоял в депо, мы вместе с машинистом обходили его, проверяли, все ли с ним в порядке. С Курского вокзала отправлялись в Серпухов, Чехов, Подольск, Щербинку, Голицыно и другие города. Там же, в депо «Перерва», я познакомилась со своим гражданским мужем, машинистом Алексеем, с которым мы вместе до сих пор. Так я работала два года.
Потом девушке пришлось сменить работу — теперь она чертила графики отправления поездов без всяких шансов вернуться «за штурвал». Но когда компания, занимающаяся пассажирскими перевозками между крупнейшими столичным вокзалами и аэропортами, в начале лета объявила набор, Юля Юрова, не раздумывая, отправила свое резюме. Рассматривалось оно долго — около двух месяцев, — но в августе девушке все же перезвонили и пригласили на собеседование. Она прошла успешно не только его, но и две строгие комиссии, одна из которых проверила ее физическое, а другая — психологическое состояние. В итоге 22 августа Юля стала помощником машиниста на поезде, курсирующем между Белорусским вокзалом и аэропортом «Шереметьево».
— Что будет дальше, покажет время, — говорит она, — я хочу рано или поздно стать настоящим машинистом, и пускай для этого придется очень много учиться и работать, я все равно не сдамся, пойду до конца.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Олег Кузовов, заместитель генерального директора железнодорожной компании:
— Основанием для негласного запрета на устройство женщин на должности машиниста и помощника машиниста электропоезда является постановление правительства Российской Федерации №162 от 20 февраля 2000 года. В этом документе содержится перечень работ, при выполнении которых запрещается применение женского труда — в частности, среди перечисленных в нем профессий есть машинист и помощник машиниста электропоезда. Однако в примечании к этому постановлению сказано, что работодатель вправе принимать женщин на эти профессии в случае, если им созданы безопасные условия труда, что, в свою очередь, подтверждено рядом аттестаций и положительными заключениями от Госсанэпиднадзора и Гострудинспекции. Они были получены нами, после чего мы приняли решение взять к себе на работу Юрову, в чем нет никакого нарушения закона. Более того — из-за демографического кризиса начала 90-х годов сегодня как на железной дороге, так и в метрополитене ощущается острая нехватка молодых специалистов-мужчин. В этих условиях пренебречь таким профессионалом мы просто не могли.