Александр Белл, тот самый, который придумал сам принцип и затем изобрел телефонный аппарат, предполагал, что его детище люди будут использовать для того, чтобы слушать классическую музыку. Ученый не мог предполагать, что его изобретение превратится в важнейшее средство общения людей и тем более не догадывался, что оно превратится к началу 21 века в компьютерный цифровой код программы - нечто виртуальное.
ИНСТРУКЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
“Уважаемый покупатель, огромное спасибо за интерес к нашему продукту. Скачав бета-версию новейшего IP-телефона, вы откроете новый мир возможностей общения. Это современный, надежный программный продукт, который позволит вам быстро, эффективно и самое главное недорого связываться с близкими, друзьями, знакомыми по всему миру. Его основное отличие от обычных сотовых, иридиевых и аналоговых телефонов в тарифах и стоимости звонков. Разговор с человеком, который находится даже на другом конце земли, обойдется в десятки, если не сотни раз дешевле”.
Так или почти так в скором времени будут начинаться инструкции, которые пользователи Интернета станут получать к своим IP-телефонам. Кстати, уже сейчас, по оценкам ряда экспертов, такими устройствами в повседневной жизни пользуются до 10 процентов жителей Москвы, подключенных к глобальной сети. Это именно те люди, которые ощутили на собственном кармане всю выгоду звонков через Интернет.
Специально для тех, кто еще ничего не знает о IP-телефонии, продолжим наш “инструктаж”.
ВВЕДЕНИЕ
Любой сетевой телефон представляет собой небольшую компьютерную программу. Она разработана с таким расчетом, чтобы функционировать как и обычный телефон, но передавать сигнал не по обычным линиям, а через каналы Интернета или местных компьютерных сетей. Голос такой программой записывается как файл, сжимается и передается через сеть. При помощи особых алгоритмов компрессии эти операции происходят в доли секунды, и весь процесс идет в реальном времени.
Причем, IP-телефоны обладают не только полнофункциональными возможностями стандартных телефонов, но имеют дополнительные наборы мультимедийных примочек, таких, как передача видео. Такой аппарат в компьютере можно использовать как автоматический определитель номера абонента. Помимо телефона он может высвечивать еще и имя звонящего и адрес его электронной почты. Устанавливает режимы ожидания, отключения микрофона, а также опцию “не беспокоить”. В таком аппарате есть собственный расширяемый справочник на абонентов, с которыми пользователь поддерживает контакт. Кроме того, в нем имеется автонабор последнего номера, программирование набора номера на одну клавишу, блокировка и перевод звонков, функция голосовой почты, а также поиск в реальном времени других пользователей аналогичных устройств, организация тематических чатов и обмен видео.
УСТРОЙСТВО
Именно устройство IP-телефонов предопределило их основное преимущество — дешевизну звонков. Для работы этих программ нужны только компьютерные каналы передачи оцифрованных голосовых пакетов данных, то есть Интернет. Он есть, и платить за его существование не надо. Телефонная связь между абонентами будет организована даже при отсутствии самих специализированных телефонных линий, которые надо поддерживать в рабочем состоянии, платить за апгрейды, следить, чтобы они были в рабочем состоянии, нести затраты на электроэнергию, аренду и заработную плату. Единственная проблема, которую пытаются решить разработчики, — как эффективнее с наименьшими затратами времени, трафика передать туда оцифрованный голос. На пути к абоненту его нужно защитить не только от посторонних помех, потерь качества и прослушивания, но и предоставить возможность другому абоненту услышать этот сигнал.
Голос оцифровывается при помощи программы, установленной на компе, с которого звонят, затем он попадает в Интернет. Отсюда у него два пути. Либо по тому самому Интернет-каналу к человеку, сидящему за аналогичной машиной, на которой установлена та же программа, либо до телефонного узла, у которого есть доступ в сеть. В первом случае происходит то же самое, что в чате. Ничего примечательного, разве что вместо телефона используются динамики и микрофон компьютера. Второй вариант куда как интереснее и имеет больше возможностей. Его лучше разобрать на примере. Звоним, скажем, в Бангладеш. Компьютерная программа на начальном этапе ищет телефонный сервер в этом регионе. На него и пока все еще в среде Интернета отсылается сигнал. Сервер обрабатывает поступившую информацию и передает вызов по номеру, указанному клиентом. Устанавливается прямая связь и начинается разговор. Для обоих абонентов звонок получается местным или, на худой конец, междугородним. Еще проще и уж совсем на халяву эта система работает, если у двух связывающихся по IP- телефону сторон установлены программы, которые поддерживают один и тот же протокол передачи голосовых данных. Тогда сам разговор будет проходить исключительно в Интернете.
УСТАНОВКА
Большинство существующих IP-телефонов не требовательны к системе. Они будут работать даже на 90 MHz процессоре с 16 мегабайтами оперативной памяти и требуют всего 10-40 мегабайт свободного места для установки на жестком диске. Плюс простенькую звуковую карту. Правда, для использования такого устройства в качестве медиа для передачи видео понадобится уже 120 MHz процессор или выше, а также камера и мощная видеокарта.
Получить же саму программу можно тремя способами. Скачать ее с сайта соответствующей компании, купить ее на CD или получить в качестве дополнения к другим компьютерным продуктам.
Собственно процесс установки этого приложение на компьютер занимает не более 3 минут. “Грамотная” программа по умолчанию выберет подходящую директорию установки, протестирует установленное на компьютере оборудование, необходимое для ее работы, и проведет автоматические настройки. Но тупо нажимать на кнопочку “Далее” в этом процессе все же не стоит. Некоторые программы в начале или в конце установки выдают окошечко с лицензионным соглашением. Оно заключается между юзером и владельцем этого телефона, то есть фирмой-производителем. В этом соглашении оговариваются права и обязанности сторон, а также всевозможные ограничения по ее использованию и распространению. Практически всегда, в отличии от реальной жизни, где вы после покупки являетесь владельцем телефонного аппарата как устройства, в компьютерном мире, где телефон — это программа, он принадлежит ее разработчику или распространителю. Поэтому стоит внимательно прочитать соглашение и в случае несогласия с условиями отказаться от него. Благо конкуренция в этом секторе предоставления услуг большая, и сегодня можно найти десятки, если не сотни таких программ.
ЗНАКОМСТВО
В нынешнем варианте устройства, которые большинство людей использует для болтовни по сети, напоминают старинные телефоны начала прошлого века. Отдельный на подставке или без микрофон и колонки или наушники. Сам разговор со стороны очень напоминает сцены из фильмов об Ильиче, когда он, раскрутив динамку, кричит в воронку микрофона: “Барышня, барышня, мне Смольный!” Также получается и у владельцев IP-телефонов. Привычных трубок пока никто не выпускает. Зато на рынке полным-полно всевозможных хэд-сэтов — эдакого гибрида между наушниками и прикрепленного к ним микрофона. Надев эту штуковину на голову, человек становится похож на секретаршу крупной компании или девочку-операционистку из пейджинговой компании. Тем не менее, хэд-сэт значительно удобнее раздельных устройств. Что же до обычной трубки, может быть, ее еще никто не изобрел. Может, запатентовать эту идею, пока она не пришла в голову кому-то другому.
Интерфейс же аппарата исключительно виртуален. Он отображается только на экране монитора в виде картинки, в ряде случаев очень похожей на панель сотового телефона. Такие IP-телефоны удобны прежде всего тем, что набор номера можно делать привычно, щелкая мышкой по соответствующим кнопочкам с цифрами. В других ввод номера происходит в специально выделенной графе напрямую только с клавиатуры. Примечательно, что определить лишь по внешнему виду, какая из программ лучше, невозможно. Красивый и навороченный с виду телефон с псевдо-подсветкой экрана, интегрированным мини-браузером и прочими прибамбасами может оказаться никудышным для передачи звука в условиях России. При выборе в данном случае стоит ориентироваться прежде всего на мнения пользователей, которые делятся своим опытом IP-телефонии в многочисленных Интернет-конференциях.
Кстати, не так давно появилось новое поколение сетевых-телефонов, которые позволяют даже при одной телефонной линии звонить знакомым и одновременно лазить по Интернету или сражаться в онлайновые компьютерные игры. Такой телефон, установленный, скажем, в ноутбуке, можно использовать в любой точке планеты. Единственное условие, необходимое для их работы, — у пользователя должен быть доступ к глобальной сети. В развитых странах уже давно используются, а у нас уже внедряются новые сервисы IP-телефонии. Самым передовым из них по праву считается так называемый “предоплаченный звонок”, или “звонок по карточке”. Чтобы им воспользоваться, не нужно загружать и устанавливать программу. Достаточно лишь купить карточку, потом зайти на сайт компании, предоставляющей эту услугу, зарегистрироваться и .... потом звонить по всему миру на мобильный или простой телефон можно с любого компьютера, подключенного к сети. Теперь чтобы позвонить, достаточно только ввести номер этой карточки и пин на соответствующем сайте и в открывшемся диалоговом окне набрать нужный номер.
Удаленный сервер сам дозвониться до абонента и соединит с ним. Плата за такую услугу не сравнима с теми деньгами, которые приходится отдавать даже за звонки с переговорных пунктов, не говоря уже о мобильниках. Поэтому данный сервис очень популярен в среде тех, кому часто приходится пользоваться международной или междугородней телефонной связью.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФИЧИ
Среди абсолютно бесплатных услуг есть еще один прибамбас — обмен голосовыми сообщениями по электронной почте. Записав себе программку, которая автоматически встраивается в почтовую службу или с сайта, предоставляющей такой сервис компании, можно записать свой голос и отправить его по e-mail адресату. Изюминка новинки заключается в том, что получателю нет необходимости подыскивать для прослушивания такого послания соответствующую прогу. Отправленные “приветы” обязательно будут услышаны. Более того, кликнув на иконку “Голосовой ответ”, получатель сможет также ответить голосом. Кроме того, к таким посланиям компании зачастую предлагают добавить еще одну “фичу” — тематическую картинку. Что-то вроде открытки, излагающей повод послания. Правда, большинство компаний, которые предоставляют подобные услуги, прежде чем их предоставить, просят заполнить регистрационную карточку пользователя. Среди стандартного набора, где необходимо указать имя, фамилию, пол, дату рождения и пароль, они по умолчанию проставляют “галочки” в клетках, напротив которых мелким шрифтом написано, что, мол, юзер не против получать сообщения об обновлениях и предложения от компаний-партнеров. Если их не убрать, то будьте уверены, указанный в регистрации ящик в скором времени завалят всевозможными предложениями и информацией. Нужно ли такое внимание со стороны провайдеров IP-услуг, решать вам.
Если же пока у вас нет хэд-сэта, или разговоры по обычному телефону вполне удовлетворяют как по качеству, так и по цене, попробуйте воспользоваться Интернет-пейджерами. Удобнейшая вещь. Самыми популярными на сегодняшний день считаются ICQ (в простонародии “Аська”), E-Line и Adigo. Помимо того что эти виртуальные устройства позволяют в режиме реального времени обмениваться текстовыми сообщениями, через них значительно быстрее, чем через e-mail, пересылать файлы. Но самое главное, в последние версии данных прог встраиваются адоны (add-on - дополнения), которые по своей функции очень похожи на IP-телефоны.