Ближе к небу — ближе к смерти

Вершину Лхоцзе-Среднюю штурмовали уже на рассвете. И это был самый, пожалуй, сложный участок из всего маршрута, который удалось пройти: 30 метров отвесной скалы, нависшей под углом в 70 градусов. Зацепиться нельзя — тут же все отваливается. Алексей Болотов три раза выдвигался к верхней точке и три раза спускался вниз, вставая на плечи товарищу Петру Кузнецову. А до мечты всей жизни — рукой подать...Обман природыЛхоцзе-Средняя — место, куда раньше не ступала нога человека. Раньше его называли “белое пятно Земли”, сейчас переименовали в “русскую вершину”.

Вообще-то последний восьмитысячник не давал покоя альпинистам уже лет пять. Первая экспедиция в 1997 году — под руководством Владимира Башкирова — клюнула на природную ловушку со стороны вершины Лхоцзе-Главной. Задача выглядела примерно так: подняться на Главную, покорить Среднюю и завершить триумфальным восхождением на Лхоцзе-Шар. Но погода никого не спрашивает. Это в городе во время метели можно прогуляться по улицам, а в горах и шагу не сделаешь. Экспедиции пришлось повернуть обратно еще и потому, что разболелся сам Башкиров. Он так и не спустился с Главной — умер ночью, уже на склоне горы...

Прошел год, прежде чем очередная команда решилась совершить восхождение на Среднюю. На этот раз — со стороны Шара. Кстати, он к тому времени также был не исследован. Все испортил непрекращающийся снегопад. Поднявшись на вершину Шара, альпинисты увидели, что пути на Лхоцзе-Среднюю нет.

Наконец весной 2000 года русские альпинисты в связке с грузинскими снова рванули в Гималаи. Но экспедиция вновь потерпела неудачу. Решили подняться на Главную по классическому маршруту, установить лагерь на вершине и затем по южному седлу перебраться на Среднюю. Но непогода снова внесла коррективы многодневным снегопадом. 10 мая альпинисты проснулись под “снежной доской” — как умудрились оттуда выбраться, известно, наверное, одному Богу. По крайней мере сами спортсмены и поныне называют это спасение чудом...

И вот очередная попытка. Дернул же черт не дожидаться улучшения погоды — уже через неделю Владимир Бондарев попал в лавину. Его несло около километра до лавинного конуса. Остальные, конечно, сразу оставили восхождение и бросились на поиски. Но тело найти так и не удалось.Покрестились на дорожкуКаждый год Лхоцзе-Среднюю штурмуют около тридцати экспедиций практически из всех стран мира. Обычно каждую страну представляют по две-три группы, в каждой из них присутствуют слабые и сильные участники. Николай Черный — руководитель русской экспедиции, которая 9 июня с триумфом вернулась в Москву, поступил более грамотно: собрал сильнейших альпинистов с миру по нитке, то есть со всех городов России. Слабых в команде не было!

Как водится в таких случаях, сходили в церковь Всех Святых и получили благословение от отца Вячеслава. Шестеро даже покрестились. А икона Казанской Божией Матери в Гималаях все время висела в центральной палатке...

— Трудно сказать, что помогало больше — икона или везение, — говорит Николай Черный. — Я думаю, везение и деньги.

31 марта русские альпинисты с 4 тоннами груза добрались до базового лагеря. Открывал лагерь и благословлял альпинистов не кто иной, как... буддийский лама в сопровождении ритуальных огней и молитвенных флагов.

— А что, православного священника не нашлось? — спрашиваю.

— Понимаете, — объясняет Черный, — у нас было много носильщиков из Непала — о них тоже надо было подумать...Бартер по-японскиПараллельно с нашими в бой вступили корейцы и испанцы. Корейцы успокоились на Лхоцзе-Главной, пройдя перед этим Шар. Испанцы бросили затею там же. А вот русские альпинисты отличились тем, что пошли с другой стороны Главной, планируя пройти на Среднюю по висячему леднику северной стены. Этот маршрут ранее считался непроходимым, что подтверждали и фотографии, сделанные со стороны Эвереста. В благополучный исход этой затеи не верил почти никто.

В ночь на 11 мая, когда пошел сильнейший снегопад и практически все экспедиции следили за обстановкой, в базовом лагере зашушукались: “Если русские пойдут вниз, значит, наверху действительно плохо”. Остальные экспедиции просто ждали, когда Россия покорит последний восьмитысячник, чтобы пройти затем по уже “пробитому” маршруту.

Японцы — самая богатая экспедиция во всем базовом лагере. Чтобы просто попасть в Гималаи, каждый из них заплатил по 65 тысяч долларов. Им даже закинули в третий лагерь баллоны с кислородом, но тут японцы от дальнейшего восхождения отказались. И тогда наши предложили бартер: свои баллоны оставить в первом лагере, а японские забрать в третьем. Те согласились — наши альпинисты снова говорят, что повезло...

В расщелине так и остался один человек — Бабу Чири Шерпа, рекордсмен скоростного восхождения на Эверест (16 часов 56 минут). Говорят, погиб он по глупости: встал утром и в кроссовках пошел снимать горы на видео. Поскользнулся, упал в расщелину и разбился.

...Первую четверку, подарившую России первый восьмитысячник (раньше наши никогда не достигали столь крутых вершин первыми), встречали за накрытым столом: непальского повара умудрились научить русской кухне. Вышли — на вид чистые зомби, говорить совсем не могут: голос пропал еще в горах. Приходили поздравить и из других экспедиций, шумно распивали местные алкогольные напитки: “Кукри-ром”, виски “Эверест”, жали руки и приговаривали: “Русские — сильные альпинисты. Но сумасшедшие”.А был ли мальчик?Такого в истории альпинизма еще не было: русскую экспедицию пригласил на прием сам король Непала Бирендра. Прием планировали на 6 июня. Но четырьмя днями ранее на весь мир громыхнула трагедия: наследный принц Дипендра расстрелял всю венценосную семью и затем покончил с собой.

В зарубежной прессе писали, что принц, взявший в руки автомат, якобы был не совсем нормален. Но Евгений Виноградский уверенно опровергает эту версию.

— Наш посол в Непале встречался с Дипендрой за неделю до трагедии. Принц никаких признаков сумасшествия не проявлял.

Видимо, это заметил не только российский посол: сразу после случившегося на улицах Катманду начались массовые беспорядки, полиция усилила патрули и ввела комендантский час. Непальцы требовали серьезного расследования. Ведь если парень, как утверждают, после устроенной им бойни покончил с собой, то почему раны-то у него нашли на спине? И вообще, в Непале прочно укоренилось мнение, что королевскую семью расстреляли американцы — якобы за какую-то договоренность Бирендры с Китаем, противоречащую их интересам...

— Сидим мы на крылечке гостиницы, пьем хорошее французское вино, — вспоминает о тех днях Виноградский, — как вдруг появляется патруль. Быстренько забегаем в гостиницу, патруль проходит мимо — а мы снова выходим и продолжаем пить. Ну а что еще делать? Казино же закрыты — страна в трауре.Никто не гибнет зря...А спустя два дня после триумфального восхождения на склоне Эвереста погиб петербуржец Алексей Никифоров.

Альпинисты говорят, что души их друзей так и гуляют где-то там, в горах. Их даже можно видеть от случая к случаю. По крайней мере Александр Погорелов уверяет, что в 1990 году при спуске с Лхоцзе Главная встретил своего погибшего друга Александра Галагана. И тот всю обратную дорогу присутствовал рядом: помогал спускаться, указывал верный путь...

Таких случаев слышала немало. Души погибших будто мстят непокорным вершинам, спасая от гибели друзей. Это было на горе Нагна-Парбат, одно время ошибочно считавшейся самой высокой точкой планеты. Первым покорил вершину немец Герман Буль. Ночь застала его на спуске. Очнувшись утром, он увидел рядом некогда погибшего здесь альпиниста. Они так и спускались вместе, страхуя друг друга. Даже обедали вдвоем. Когда Буля наконец-то увидели люди — нормальные люди, живые — и Герман оглянулся, чтобы позвать нового товарища, но того и след простыл.

Помните у Высоцкого: “Никто не гибнет зря, так лучше, чем от водки и от простуд...”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру