В Министерстве образования РФ разработали новые стандарты школьного образования. Подобные стандарты существовали раньше, в советской школе. В начале 1990-х их упразднили — учебные заведения получили право сами определять, чему и как учить. Вернуться к прежней практике министерство заставила сама жизнь: неожиданно выяснилось, что многообразие — это не всегда хорошо. Огромное количество учебников и учебных программ по одним и тем же предметам привело к тому, что чуть ли не в каждой школе сложилось собственное понимание образования. Поэтому министерство решило раз и навсегда навести порядок в своей епархии и разработало жесткий перечень требований к содержанию школьного обучения. Эти требования будут подкреплены Едиными государственными экзаменами, без которых выпускникам теперь не видать аттестатов государственного образца. (В Москве ЕГЭ планируют ввести в 2005 году.).
Однако жесткие требования стандартов, по мнению ряда российских педагогов, окажутся губительными для авторских школ. Ведь в них ребят учат быть прежде всего личностью, индивидуальностью, что предполагает непохожесть, нестандартность. Да и как вообще можно оценить самобытность и талант ребенка по пятибалльной системе?
“Для чего человек пишет? Чтобы выразить себя, свои мысли, чувства, — поясняет директор “Школы самоопределения” Александр Наумович Тубельский. — Главное в учебе — не сумма вдолбленных знаний, большую часть которых школьник все равно забудет, а возможность самовыражения, самореализации. Когда малыш пишет, он творит, когда же читает — лишь воспроизводит созданное другими. Приведу такой пример. В прошлом году один мальчик долго отказывался писать. А у нас в первом классе висят большие листы, на которых учителя записывают смешные детские высказывания. И вот однажды малыш придумал интересное предложение про облако, похожее на крокодила. Учительница тут же его записала. Мальчик посмотрел и захотел перерисовать свое творение в тетрадь. Он долго пыхтел, старался, но у него, естественно, ничего не вышло. Тогда он подошел к учительнице и попросил: “Научите меня писать!” В этом и состоит наш метод — создавать условия, чтобы дети хотели учиться”.
Далеко не всегда родители принимают методы Тубельского, иногда возникает недопонимание. Нечто подобное произошло с папой одной ученицы пятого класса. Пятиклассники проходят по программе первобытное общество, причем обучение в школе Тубельского идет методом “погружения”: ребята на время как бы “погружаются” в эпоху. Во время “погружения” все школьные дисциплины подстраиваются под определенную тему. Скажем, в шестом классе происходит “погружение” в эпоху Древнего Египта, и на уроках математики ребята считают, сколько мешков зерна они должны оставить себе, сколько — отдать фараону и жрецам, участвуют в строительстве пирамид (виртуальных, конечно), пользуются измерительными и чертежными инструментами. На литературе дети читают древние мифы и предания, проходят иероглифы. Позже школьники точно так же “погружаются” в эпоху античности — становятся “жителями” Древней Греции и Рима.
Для изучения каменного века пятиклассники должны были на несколько дней уехать на природу, где им предстояло поделиться на племена, учиться добывать огонь, изготовлять каменные орудия, изобрести свой язык жестов, счет и письмо, освоить меновую торговлю. Папа пятиклассницы отказался отпустить свою дочь и высказал директору претензии: ребята, мол, вместо учебы занимаются ерундой, пропускают занятия. Пришлось Тубельскому долго объяснять бдительному родителю, что такой метод изучения материала намного интереснее и эффективнее, чем простое сидение за партами и зубрежка параграфов.
Деление “по интересам” очень похоже на профильную школу, за введение которой так ратует Министерство образования. Но большинство спецкурсов в 734-й школе не подходит под общепринятый, традиционный перечень учебных дисциплин. При стандартизации образования педагогам придется, скорее всего, все “лишнее” из школьных программ выкинуть, а без этого “Школа самоопределения” — уже не авторская школа, а обычное районное учебное заведение.
В 10-м классе большинство учеников школы Тубельского занимается интенсивами по географии, физике, химии и биологии. Они полезны тем, кто уже определился с будущей профессией и вузом. В течение полугода ребята активно зубрят эти предметы, а потом сдают специальные экзамены и получают итоговую оценку. И мгновенно забывают о пройденном. Тубельский честно признается: интенсивы нужны исключительно для заполнения аттестатов, это общие знания о дисциплине. Интенсивы помогают ребятам “скинуть” лишние дисциплины и сосредоточиться на необходимых: гуманитарии выбирают языки и литературу, программисты — информатику и математику. Но такое полугодовое обучение не укладывается в рамки стандартных школьных требований, где указано, что физику с химией нужно учить и в 10-м, и в 11-м классах. Если интенсивы отменят, то будущим литературоведам снова придется учить правило левого буравчика, а математикам — тупо долбить особенности творчества Платонова.
Но в современной жизни методы обучения Тубельского, похоже, обречены на вымирание. Реальность требует, чтобы школы готовили старшеклассников к поступлению в вуз. А здесь уже не до творческого развития личности! Успеть бы впихнуть в головы учеников тот непомерный объем знаний, который требуется для поступления. Значит, в естественном отборе в студенты питомцы Тубельского неизбежно проиграют ребятам из обычных школ, где нет исторических “погружений”, творческих студий и детского театра, но зато есть натаскивание на экзамены. И “Школа самоопределения” вымрет как мамонт. А жаль.